Описание цвета
Джон Хеджкоу
Бесконечное разнообразие цвета можно упорядочить при помощи аналитической терминологии, основанной на некоторых словах, которые сначала использовали художники, а затем переняли у них и уточнили ученые. Обычно принято говорить о трех «измерениях» цветности, о трех ее свойствах, которые могут изменяться независимо друг от друга и при помощи которых, если их выделить, можно дать определение любому цвету. Эти три измерения называют по-разному, в частности, так: цвет, насыщенность и яркость.
Цвет — основной признак, по которому различаются цветные лучи света: красный от синего, пурпурный от желтого и так далее. Каждый цвет может изменяться в зависимости от степени насыщенности или чистоты. Так, малиновый — очень насыщенный цвет, но малиновый луч можно разбавить, соединив его с белым и превратив в розовый. На деле этого можно добиться, смешав чистую краску с белой и получив то, что художники называют оттенком исходного цвета.
Насыщенность обозначает видимую яркость, или интенсивность цвета. Световой спектр состоит из лучей очень насыщенного цвета, а цвета, которые мы ежедневно видим вокруг, большей частью ненасыщены. В результате разнообразных естественных процессов к цветам объекта может примешиваться белый свет и делать их еще менее насыщенными. Так, свет, рассеянный капельками тумана, разбавляет цвета объекта и делает их «слабее». Разное количество белого света, отраженное от красного бархата, в зависимости от угла освещения придает различные оттенки яркому при лобовом освещении цвету. А белый свет, отражающийся в окне, разбавляет цвета объектов, которые наблюдатель рассматривает через это окно. Пигменты имеют насыщенный цвет, если они растерты до консистенции, при которой происходит полное поглощение одних лучей света и полное отражение других, а свет не проникает сквозь пигментный слой.
Третьим важным качеством цвета является его яркость. Яркость зависит в основном от количества световых лучей, отраженных поверхностью данного цвета, что равно его яркости по отношению к другим цветам при данном освещении.
Абсолютная яркость цвета (в физическом смысле — количество световой энергии, исходящей от него в секунду) зависит от его способности к отражению, яркости и от силы освещения. Но человеческий глаз обладает такой способностью адаптироваться, что обычно мы не воспринимаем абсолютную яркость поверхности. Мы не представляем, что, скажем, черный рукав пиджака при дневном свете может быть ярче руки при свете лупы. Обычно мы воспринимаем лишь относительную яркость в данных условиях.
Ненасыщенные цвета могут быть светлее насыщенных, и тогда их называют оттенками данного цвета.
Но цвет можно разбавить и затемнив его. Художник получает такие оттенки цвета, смешивая чистый цвет с черным. Горчичный и оливковый являются соответственно оттенками желтого и зеленого. Самый темный цвет — чистый черный, поглощающий все лучи падающего на него видимого света; ни один существующий материал не может быть таким темным, как этот теоретический эталон. Однако полностью насыщенные цвета резко отличаются друг от друга по яркости.
В многообразии цвета можно выделить и другие, менее отчетливо выраженные категории. Например, объемный цвет (полупрозрачный цвет жидкости) можно противопоставить плоскостному цвету (скажем, цвету стены при обычном освещении). Но цвет, насыщенность и яркость — это основные понятия, которые необходимо усвоить, чтобы понять, как воспроизводятся цвета, как они взаимодействуют друг с другом в природе, фотографии и человеческом сознании.
Цельное твердое тело представляет собой упорядоченное расположение цветов в трех измерениях: по цвету, яркости и насыщенности. Схемы вверху основаны на системе, опубликованной в 1915 году Альбертом Манселлом. Цвета циклично располагаются вокруг сердечника, состоящего из ахроматических цветов: черного, оттенков серого и белого. Цвета светлеют снизу вверх в соответствии с тем, в какой степени они отражают свет. По мере того как цвета удаляются от сердечника и все меньше смешиваются с серым цветом, их яркость увеличивается. По Манселлу, эта яркость, тесно связанная с насыщенностью, называется интенсивностью цвета.
На рис. 5. 1 слева твердое тело рассечено чуть ниже уровня средней яркости. Предполагается, что увеличение интенсивности цвета каждого отрезка происходит равномерно. Из светлых цветов наиболее интенсивен желтый, а из темных — пурпурный. На правой схеме в частях распиленного твердого тела даны пять основных и пять промежуточных цветов; теперь виден сердечник. Цвета даны в оттенках — от самых темных до светлых — причем в конце каждой части располагается образец наиболее насыщенного цвета. Стандартные цвета из «Книги о цвете» Манселла воспроизведены не очень точно.
Рис. 5.1. Представление цветов Альбертом Манселлом
По материалам книги: Джон Хеджкоу. Искусство цветной фотографии. Издательство «Планета», 1988
Информация взята с сайта
Copyright © 2005 Влад Мержевич, по всем вопросам пишите по адресу