Приложения
Приложение 1. Справочник API-функций и сообщений Windows.
В силу ограниченного объема книги мы не можем дать полный список API-функций — их насчитывается более двух тысяч. Мы даем список API-функций, которые содержатся в данной книге с кратким комментарием и указанием глав, где они были использованы или хотя бы упомянуты. Вторая таблица посвящена сообщениям Windows.
Таблица 1. Функции API.
В третьей колонке таблицы указываются не вообще все места, где упоминается данная функция, а места, где разъясняется смысл этой функции либо просто упоминается (если нет другой информации), либо упоминается в первый раз.
Назначение функции | Где существенным образом упоминается | |
---|---|---|
AllocConsole | Создать консоль | Глава 2.2. Консольные приложения. |
Arc | Рисовать дугу | Упоминание в Главе 2.1. |
BeginPaint | Получить контекст при получении сообщения WM_PAINT | Глава 2.1. См. программу на Рис. 2.1.1. |
BitBlt | Скопировать виртуальную прямоугольную область в окно | Глава 2.1 и программа на Рис. 2.1.6. |
CallNextHookEx | Продолжить выполнение других фильтров. | Глава 3.7, раздел "Фильтры". |
CallWindowProc | Вызвать процедуру окна. | Глава 3.5. Использование подклассов. |
CharToOem | Функция перекодировки строки. | Глава 2.2. Программа на Рис. 2.2.3. |
CloseHandle | Закрыть объект: файл, консоль, коммуникационный канал, созданный функцией CreateFile, CreatePipe и т.п. | Глава 2.5. |
CreateCompatibleBitmap | Создать карту бит, совместимую с заданным контекстом. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.6. |
CreateCompatibleDC | Создать контекст, совместимый с данным окном. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.6. |
CreateDialogParam | Создать немодальное диалоговое окно. | Глава 2.3, программа на Рис. 2.3.5. |
CreateEvent | Создать событие. | Глава 3.2. События. |
CreateFile | Создать или открыть файл, консоль, коммуникационный канал и т.п. | Глава 2.5. |
CreateFileMapping | Создать отображаемый файл. | Глава 3.5, раздел II. |
CreateFont | Задать параметры шрифта. | Упоминается в главе 2.1. |
CreateFontIndirect | Задать параметры шрифта. | Глава 2.1. |
CreateMutex | Создать объект синхронизации "взаимоисключение" | Глава 3.2. Взаимоисключения. |
CreatePen | Создать перо. | Глава 2.1, раздел III. |
CreatePipe | Создать канал обмена информацией. | Глава 3.5, раздел IV. |
CreateProcess | Создать новый процесс. | Глава 3.2. программа 3.2.1. |
CreateSemaphore | Создать семафор. | Глава 3.2. Семафоры. |
CreateSolidBrush | Определить кисть. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.1. |
CreateThread | Создать поток. | Глава 3.2, программа на Рис. 3.2.2. |
CreateWindow | Создать окно. | Глава 1.2. Начала программирования в Windows. |
CreateWindowEx | Расширенное создание окна. | Глава 1.2. |
DefWindowProc | Вызывается для сообщений, которые не обрабатываются функцией окна. | Глава 1.2, программа на Рис. 1.2.1. |
DeleteCriticalSection | Удалить объект "критическая секция". | Глава 3.2. Критические секции. |
DeleteDC | Удалить контекст, полученный посредством функций типа CreatePen или CreateDC. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.6. |
DeleteObject | Удалить объект, выбранный функцией SelectObject. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.3. |
DestroyMenu | Удалить меню из памяти. | Глава 2.4, программа на Рис. 2.4.1. |
DestroyWindow | Удалить окно из памяти. | Глава 2.3, программа на Рис. 2.3.5. |
DeviceIoControl | Вызов сервиса динамического виртуального драйвера. | Глава 4.7. См. раздел "Динамические драйверы". |
DialogBox | Создать модальное диалоговое окно. | Глава 2.3. |
DialogBoxParam | Создать немодальное диалоговое окно. | Глава 2.3, программа на Рис. 2.3.2. |
DispatchMessage | Вернуть управление Windows с передачей сообщения предназначенному окну. | Глава 1.2. |
Ellipse | Рисовать эллипс. | Глава 2.1. |
EndDialog | Удалить модальное диалоговое окно. | Глава 2.3. См. Рис. 2.3.2. |
EndPaint | Удалить контекст, полученный при помощи BeginPaint. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.1. |
EnterCriticalSection | Войти в критическую секцию. | Глава 3.2. Критические секции. |
EnumWindows | Пересчитать окна. | Глава 3.5, раздел VIII. |
ExitProcess | Закончить данный процесс со всеми подзадачами (потоками). | Глава 1.2. |
ExitThread | Выход из потока с указанием кода выхода. | Глава 3.2. |
FindFirstFile | Первый поиск файлов в каталоге. | Глава 2.5. Поиск файлов. |
FindNextFile | Осуществить последующий поиск в каталоге. | Глава 2.5. Поиск файлов. |
FlushViewOfFile | Сохранить отображаемый файл или его часть на диск. | Глава 3.5. |
FreeConsole | Освободить консоль. | Глава 2.2. См. программу на Рис. 2.2.3. |
FreeLibrary | Выгрузить динамическую библиотеку. | Глава 3.3. См. программу на Рис. 3.3.3. |
GetCommandLine | Получить командную строку программы. | Глава 2.2. |
GetCursorPos | Получить положение курсора в экранных координатах. | Глава 3.1, программа на Рис. 3.1.3. |
GetDC | Получить контекст окна. | Глава 2.1. См. программу на Рис. 2.1.6. |
GetDiskFreeSpace | Определяет объем свободного пространства на диске. | Глава 3.4., раздел I. |
GetDlgItem | Получить дескриптор управляющего элемента в окне. | Глава 3.1. См. Рис. 3.1.3. |
GetDriveType | Получить тип устройства. | Глава 3.4. См. программу на Рис. 3.4.1. |
GetLocalTime | Получить местное время. | Глава 3.1. См. программу на Рис. 3.1.2. |
GetMenuItemInfo | Получить информацию о выбранном пункте меню. | Глава 2.4. См. программу на Рис. 2.4.1. |
GetMessage | Получить очередное сообщение из очереди сообщений данного приложения. | Глава 1.2. |
GetModuleHandle | Получить дескриптор приложения. | Глава 1.2, программа на Рис. 1.2.2. |
GetProcAddress | Получить адрес процедуры (в динамической библиотеке). | См. главу 3.3. |
GetStdHandle | Получить дескриптор консоли. | Глава 2.2. |
GetStockObject | Определить дескриптор стандартного объекта. | См. главу 1.4. |
GetSystemDirectory | Получить системный каталог. | Глава 3.2. |
GetSystemMetrics | Определить значение системных характеристик. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.6. |
GetSystemTime | Получить время по Гринвичу. | Упоминается в главе 3.1. |
GetTextExtentPoint32 | Определить параметры текста в данном окне. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.2. |
GetWindowRect | Определить размер окна. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.2. |
GetWindowsDirectory | Получить каталог Windows. | Глава 3.2. |
GetWindowText | Получить заголовок окна. | Глава 3.5, программа на Рис. 3.5.4. |
GetWindowThreadProcessId | Получить идентификатор процесса. | Глава 3.5, программа на Рис. 3.5.4. |
GlobalAlloc | Выделить блок памяти. | Глава 3.7. См. раздел III. |
GlobalDiscard | Удалить удаляемый блок памяти. | Глава 3.7. См. раздел III. |
GlobalFree | Освободить блок памяти. | Глава 3.7. См. раздел III. |
GlobalLock | Фиксировать перемещаемый блок памяти. | Глава 3.7. См. раздел III. |
GlobalReAlloc | Изменить размер блока памяти. | Глава 3.7. См. раздел III. |
GlobalUnlock | Снять фиксацию блока памяти. | Глава 3.7. См. раздел III. |
InitializeCriticalSection | Создать объект критическая секция. | Глава 3.2. Программа на Рис. 3.2.3. |
InvalidateRect | Перерисовать окно. | Глава 2.1. См. программу на Рис. 2.1.6. |
KillTimer | Удалить таймер. | Глава 3.1. См. программу на 3.1.1. |
LeaveCriticalSection | Покинуть критическую секцию. | Глава 3.2. Программа на Рис. 3.2.3. |
LineTo | Провести линию от текущей точки к заданной. | Глава 2.1. Программа на Рис. 2.1.6. |
LoadAccelerators | Загрузить таблицу акселераторов. | |
LoadCursor | Загрузить системный курсор или курсор, определенный в файле ресурсов. | Глава 1.2.2. |
LoadIcon | Загрузить системную иконку или иконку, определенную в файле ресурсов. | Глава 1.2.2. |
LoadLibrary | Загрузить динамическую библиотеку. | Глава 3.3, программа на Рис. 3.3.3. |
LoadMenu | Загрузить меню, которое определено в файле ресурсов. | Глава 2.3. См. программу на Рис. 2.3.3. |
LoadString | Загрузить строку, определенную в файле ресурсов. | Глава 2.3, программа на Рис. 2.3.2. |
lstrcat | Производит конкатенацию двух строк. | Впервые упоминается в главе 2.5. |
lstrcpy | Скопировать одну строку в другую. | Впервые упоминается в главе 2.5. |
lstrlen | Получить длину строки. | Впервые упоминается в главе 2.5. |
MapViewOfFile | Скопировать файл или части файла в память. | Глава 3.5. См. раздел II. |
MessageBox | Выдать окно сообщения. | Глава 1.2. |
MoveToEx | Сменить текущую точку. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.6. |
MoveWindow | Установить новое положение программа окна. | Глава 3.1, на Рис. 3.1.3. |
OpenEvent | Открыть событие. | Глава 3.2. См. раздел События. |
OpenSemaphore | Открыть семафор. | Глава 3.2. См. раздел "Семафоры". |
PatBlt | Заполнить заданную прямоугольную область. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.6. |
Pie | Рисовать сектор эллипса. | Упоминается в главе 2.1. |
PostMessage | Аналогична SendMessage, но сразу возвращает управление. | Глава 3.3, программа на Рис. 3.3.6. |
PostQuitMessage | Послать текущему приложению сообщение WM_QUIT. | Глава 1.2. |
ReadConsole | Читать из консоли. | Глава 2.2. См. раздел II. |
ReadFile | Читать из файла или того, что было создано функцией CreateFile. | Глава 2.5 |
Rectangle | Рисовать прямоугольник. | Глава 2.1, раздел III. |
RegisterClass | Зарегистрировать класс окон. | Глава 1.2. |
RegisterHotKey | Зарегистрировать горячую клавишу. | Глава 2.4, программа на Рис. 2.4.2. |
ReleaseDC | Удалить контекст, полученный при помощи GetDC | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.6. |
ReleaseSemaphore | Освободить семафор | Глава 3.2. См. раздел "Семафоры". |
ResetEvent | Сбросить событие | Глава 3.2. См. раздел "События". |
ResumeThread | Запустить "спящий" процесс. | Глава 3.2, раздел II. |
RoundRect | Рисовать прямоугольник с округленными углами. | Глава 2.1. |
RtlMoveMemory | Копировать блок памяти в другой блок. В помощи по API-функциям она называется MoveMemory. | Глава 3.4, программа на Рис. 3.4.4. |
SelectObject | Выбрать объект (перо, кисть) в указанном контексте. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.3. |
SendDlgItemMessage | Послать сообщение управляющему элементу окна. | Глава 2.4. |
SendMessage | Послать сообщение окну. | Глава 1.3, программа на Рис. 1.3.2. |
SetBkColor | Установить цвет фона для вывода текста. | Глава 2.1. Программа на Рис. 2.1.1. |
SetConsoleCursorPosition | Установить курсор в заданную позицию в консоли. | Глава 2.2, программа на Рис. 2.2.3. |
SetConsoleScreenBufferSize | Установить размер буфера консоли. | Глава 2.2, программа на Рис. 2.2.3. |
SetConsoleTextAttribute | Установить цвет текста в консоли. | Глава 2.2, программа на Рис. 2.2.3. |
SetConsoleTitle | Установить название окна консоли. | Глава 2.2, программа на Рис. 2.2.3. |
SetEvent | Подать сигнал о наступлении события. | Глава 3.2. См. раздел "События". |
SetFocus | Установить фокус на заданное окно. | Глава 1.3. |
SetLocalTime | Установить время и дату. | Упоминается в главе 3.1. |
SetMapMode | Установить соотношение между логическими единицами и пикселями. | Упоминается в главе 2.1. |
SetMenu | Назначить новое меню данному окну. | Глава 2.3, программа на Рис. 2.3.3. |
SetPixel | Установить заданный цвет пикселя. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.6. |
SetSystemTime | Установить время, используя гринвичские координаты. | Упоминается в главе 3.1. |
SetTextColor | Установить цвет текста. | Глава 2.1, программа на Рис. 2.1.1. |
SetTimer | Установить таймер. | Глава 3.1. |
SetViewportExtEx | Установить область вывода. | Глава 2.1. |
SetViewportOrgEx | Установить начало области вывода. | Глава 2.1. |
SetWindowLong | Изменить атрибут уже созданного окна. | Глава 3.5. См. раздел III. |
SetWindowsHookEx | Установить процедуру-фильтр. | Глава 3.7, программа на Рис. 3.7.5. |
Shell_NotifyIcon | Посредством данной функции можно поместить иконку приложения на системную панель. | Глава 3.5. См. программу на Рис. 3.5.1. |
SHFileOperation | Осуществляет групповую операцию над файлами и каталогами. | Глава 3.5. См. раздел VI. |
SHGetDesktopFolder | Выводит диалоговое окно для выбора каталогов и файлов. | Глава 3.5. См. раздел VI. |
ShowWindow | Показать окно, установить статус показа. | Глава 1.2. |
Sleep | Вызывает задержку. | Глава 3.2. см. рис. 3.2.2. |
TerminateProcess | Уничтожить процесс. | Глава 3.2. См. программу на Рис. 3.2.1. |
TerminateThread | Удалить поток. | Глава 3.2. См. программу 3.2.1. |
TextOut | Вывести текст в окно. | Глава 2.1. |
timeKillEvent | Удалить таймер. | Глава 2.2. См. раздел III. |
timeSetEvent | Установить таймер. | Глава 2.2. См. раздел III. |
TranslateAccelerator | Транслирует акселераторные клавиши в команду выбора пункта меню. | Глава 2.3. См. раздел III. |
TranslateMessage | Транслировать клавиатурные сообщения в ASCII-коды. | Глава 1.2. |
UnhookWindowsHookEx | Снять процедуру-фильтр. | Глава 3.6. Программа на Рис. 3.6.5. |
UnmapViewOfFile | Сделать указатель на отображаемый файл недействительным. | Глава 3.5. См. раздел II. |
UnregisterHotKey | Снять регистрацию горячей клавиши. | Глава 2.4, программа на Рис. 2.4.2. |
UpdateWindow | Обновить рабочую область окна. | Глава 1.2. |
VirtualAlloc | Зарезервировать блок виртуальной памяти или отобразить на него физическую память. | Глава 3.6. См. раздел III. |
VirtualFree | Снять резервирование с блока виртуальной памяти или сделать блок виртуальной памяти неотображенным. | Глава 3.6. См. раздел III. |
WaitForSingleObject | Ожидает одно из двух событий: определенный объект сигнализирует о своем состоянии, вышло время ожидания (TimeOut). Работает с такими объектами, как семафор, событие, взаимоисключение, процесс, консольный ввод и др. | Глава 3.2. См. раздел "Семафоры". |
WNetAddConnection2 | Осуществляет соединение с сетевым ресурсом локальной сети. | Глава 3.4. |
WNetCancelConnection2 | Отсоединить от ресурса локальной сети. | Глава 3.4. |
WNetCloseEnum | Найти все ресурсы локальной сети данного уровня. | Глава 3.4. |
WNetGetConnection | Получить информацию о данном соединении. | Глава 3.4. |
WNetOpenEnum | Открыть поиск ресурсов в локальной сети. | Глава 3.4. |
WriteConsole | Вывод в консоль. | Глава 2.2, программа на Рис. 2.2.1. |
wsprintf | Преобразовать последовательность параметров в строку. | Глава 2.2. См. программу на Рис. 2.2.4. |
Таблица 2. Сообщение операционной системы Windows.
В третьей колонке таблицы указываются не вообще все места, где упоминается данное сообщение, а места, где разъясняется смысл этого сообщения, либо просто упоминается, если нет другой информации.
Сообщение системы | Назначение | Где существенным образом упоминается |
---|---|---|
WM_ACTIVATE | Посылается функции окна перед активизацией и деактивизацией этого окна. | Глава 2.4. |
WM_ACTIVATEAPP | Посылается функции окна перед активизацией окна другого приложения. | Глава 2.4. |
WM_CHAR | Сообщение, возникающее при трансляции сообщения WM_KEYDOWN функцией TranslateMessage. | Главы 1.2, 2.4. |
WM_CLOSE | Сообщение, приходящее на процедуру окна при его закрытии. Приходит до WM_DESTROY. Дальнейшее выполнение DefWindowProc, EndDialog или WindowsDestroy и вызывает появление сообщения WM_DESTROY. | Глава 2.3. |
WM_COMMAND | Сообщение, приходящее на функцию окна, при наступлении события с управляющим элементом, пунктом меню, а также от акселератора. | Главы 1.3, 2.3. |
WM_CREATE | Первое сообщение, приходящее на функцию окна при его создании. Приходит один раз. | См. подробнее Гл. 1.2. |
WM_DEADCHAR | Сообщение, возникающее при трансляции сообщения WM_KEYUP функцией TranslateMessage. | Глава 1.2. |
WM_DESTROY | Сообщение, приходящее на функцию окна при его уничтожении. | Подробнее см. Гл. 1.2. |
WM_GETTEXT | Посылается окну для получения текстовой строки, ассоциированной с данным окном (строка редактирования, заголовок окна и т.д.). | Глава 1.3, см. программу на Рис. 1.3.2. |
WM_HOTKEY | Генерируется при нажатии горячей клавиши. | Глава 2.4 и программа на Рис. 2.4.2. |
WM_INITDIALOG | Сообщение, приходящее на функцию диалогового окна вместо сообщения WM_CREATE. | Глава 2.3. |
WM_KEYDOWN | Сообщение, генерируемое при нажатии клавиши клавиатуры и посылаемое окну, имеющему фокус ввода. | Главы 1.2, 2.3. |
WM_KEYUP | Сообщение, генерируемое при отпускании клавиши клавиатуры и посылаемое окну, имеющему фокус ввода. | Главы 1.2, 2.3. |
WM_LBUTTONDOWN | Сообщение генерируется при нажатии левой кнопки мыши. | Глава 1.2. |
WM_MENUSELECT | Посылается окну, содержащему меню, при выборе пункта меню. | Глава 2.4. |
WM_PAINT | Сообщение посылается окну перед его перерисовкой. | Главы 1.2, 1.3. |
WM_QUIT | Сообщение, приходящее приложению (не окну) при выполнении функции PostQuitMessage. При получении этого сообщения происходит выход из цикла ожидания и, как следствие, выход из программы. | Глава 1.2. См. комментарий к программе на Рис. 1.2.2. |
WM_RBUTTONDOWN | Сообщение генерируется при нажатии правой кнопки мыши. | Глава 1.2, программа на рис. 1.2.2. |
WM_SETFOCUS | Сообщение, посылаемое окну, после того, как оно получило фокус. | Глава 1.3, программа на Рис.1.3.2 |
WM_SETICON | Приложение посылает окну данное сообщение, чтобы ассоциировать с ним новую иконку (значок). | Глава 2.3. |
WM_SETTEXT | Сообщение, используемое приложением для посылки текстовой строки окну и интерпретируемое в зависимости от типа окна (обычное окно - заголовок, кнопка — надпись на кнопке, окно редактирования - содержимое этого окна и т.д.). | Глава 1.3, см. программу на Рис. 1.3.2. |
WM_SIZE | Посылается функции окна после изменения его размера. | Глава 3.5, см. программу на Рис. 3.5.1. |
WM_SYSCHAR | Сообщение, возникающее при трансляции сообщения WM_SYSKEYDOWN функцией TranslateMessage. | Глава 1.2. |
WM_SYSCOMMAND | Генерируется при выборе пунктов системного меню или меню окна. | Глава 2.3. См. также Рис. 2.3.4. |
WM_SYSDEADCHAR | Сообщение, возникающее при трансляции сообщения WM_SYSKEYUP функцией TranslateMessage. | Глава 1.2. |
WM_SYSKEYDOWN | Сообщение аналогично WM_KEYDOWN, но генерируется, когда нажата и удерживается еще и клавиша Alt. | Главы 1.2, 2.3. |
WM_SYSKEYUP | Сообщение аналогично WM_SYSKEYDOWN, но генерируется при отпускании клавиши. | Главы 1.2, 2.3. |
WM_TIMER | Сообщение, приходящее на функцию окна или специально определенную таймерную процедуру после определения интервала таймера при помощи функции SetTimer. | Глава 3.1 полностью посвящена данному сообщению. |
WM_VKEYTOITEM | Сообщение окну приложения, когда нажимается какая-либо клавиша при наличии фокуса на данном списке. Список должен иметь свойство LBS_WANTKEYBOARDINPUT. | Глава 2.4. |
Приложение 2. Справочник по командам и архитектуре Pentium
В литературе при описании команд микропроцессоров часто встречаются досадные ошибки. Стараясь избежать таких ошибок, автор выверял описание команд по нескольким источникам [3,5,6,8,9,10]. Часть команд была проверена программным путем.
Список регистров микропроцессора Pentium
Регистры общего назначения
EAX = (16+AX=(AH+AL)) EBX = (16+BX=(BH+BL)) ECX = (16+CX=(CH+CL)) EDX = (16+DX=(DH+DL)) ESI = (16+SI) EDI = (16+DI) EBP = (16+BP) ESP = (16+SP)
Регистры EAX, EBX, EDX, ECX называют рабочими регистрами. Регистры EDI, ESI - индексные регистры, играют особую роль в строковых операциях. Регистр EBP обычно используется для адресации в стеке параметров и локальных переменных. Регистр ESP - указатель стека, автоматически модифицируется командами PUSH, POP, RET, CALL. Явно используется реже.
Регистр флагов. Содержит 32 бита. Вот используемые значения битов. 0-й бит, флаг переноса (CF), устанавливается в 1 если был перенос из старшего бита; 1-й бит, 1; 2-й бит, флаг четности (PF). Устанавливается в 1, если младший байт результата содержит четное число единиц. 3-й бит, 0; 4-й бит, флаг вспомогательного переноса (AF). Устанавливается в 1, если произошел перенос из третьего бита в четвертый. 5-й бит, 0; 6-й бит, флаг нуля (ZF). Устанавливается в единицу, если результат операции ноль; 7-й бит, флаг знака (SF). Равен старшему биту результата; 8-й бит, флаг ловушки (TF). Установка в единицу этого флага приводит к тому, что после каждой команды вызывается INT 3. Используется отладчиками в реальном режиме; 9-й бит, флаг прерываний (IF). Сброс этого флага в 0 приводит к тому, что микропроцессор перестает воспринимать прерывания; 10-й бит, флаг направления (DF). Данный флаг учитывается в строковых операциях. Если флаг равен 1, то в строковых операциях адрес автоматически уменьшается; 11-й бит, флаг переполнения (OF). Устанавливается в единицу, если результат операции над числом со знаком вышел за допустимые пределы; 12,13-й биты, уровень привилегий ввода-вывода (IOPL); 14-бит, флаг вложенной задачи (NT); 15-й бит, 0; 16-й бит, флаг возобновления (RF). Используется совместно с регистрами точек отладочного останова; 17-й бит, в защищенном режиме включает режим виртуального режима 8086 (VM); 18-й бит, флаг контроля выравнивания (AC). При равенстве этого флага 1 и при обращении к невыровненному операнду вызывает исключение 17; 19-й бит, виртуальная версия флага IF (VIF). Работает в защищенном режиме; 20-й бит, виртуальный запрос прерывания (VIP); 21-й бит, флаг доступности команды идентификации; 22-31-й, 0;
Сегментные регистры
CS - сегмент кода,
DS - сегмент данных,
SS - сегмент стека,
ES,GS,FS - дополнительные регистры.
Сегментные регистры 16-битны.
Управляющие регистры
Регистр CR0. 0-й бит, разрешение защиты (РЕ). Переводит процессор в защищенный режим. 1-й бит, мониторинг сопроцессора (МР). Вызывает исключение 7 по каждой команде WAIT. 2-й бит, эмуляция сопроцессора (ЕМ). Вызывает исключение 7 по каждой команде сопроцессора. 3-й бит, бит переключения задач (TS). Позволяет определить, относится данный контекст сопроцессора к текущей задаче или нет. Вызывает исключение 7 при выполнении следующей команды сопроцессора. 4-й бит, индикатор поддержки инструкций сопроцессора (ЕТ). 5-й бит, разрешение стандартного механизма сообщений об ошибке сопроцессора (NE). 5-15-й бит, не используются. 16-й бит, разрешение защиты от записи на уровне привилегий супервизора (WP). 17-й бит, не используется. 18-й бит, разрешение контроля выравнивания (AM). 19-28-й бит, не используются. 29-й бит, запрет сквозной записи кэша и циклов аннулирования (NW). 30-й бит, запрет заполнения кэша (CD). 31-й бит, включение механизма страничной переадресации.
Регистр CR1 пока не используется.
Регистр CR2 хранит 32-битный линейный адрес, по которому был получен последний отказ страницы памяти.
Регистр CR3 - в старших 20 битах хранится физический базовый адрес таблицы каталога страниц.
Остальные биты. 3-й бит, кэширование страниц со сквозной записью (PWT). 4-й бит, запрет кэширование страницы (PCD).
Регистр CR4 0-й бит, разрешение использования виртуального флага прерываний в режиме V8086 (VME). 1-й бит, разрешение использования виртуального флага прерываний в защищенном режиме (PVI). 2-й бит, превращение инструкции RDTSC в привилегированную (TSD). 3-й бит, разрешение точек останова по обращению к портам ввода-вывода (DE). 4-й бит, включает режим адресации с 4-мегабайтными страницами (PSE). 5-й бит, включает 36-битное физическое адресное пространство (РАЕ). 6-й бит, разрешение исключения МС (МСЕ). 7-й бит, разрешение глобальной страницы (PGE). 8-й бит, разрешает выполнение команды RDPMC (РМС). 9-й бит, разрешает команды быстрого сохранения/восстановления состояния сопроцессора (FSR).
Системные адресные регистры
GDTR - 6-байтный регистр, в котором содержится линейный адрес глобальной дескрипторной таблицы.
IDTR - 6-байтный регистр, содержащий 32-битный линейный адрес таблицы дескрипторов обработчиков
прерываний.
LDTR - 10-байтный регистр, содержащий 16-битный селектор (индекс) для GDT и 8-байтный дескриптор.
TR - 10-байтный регистр, содержащий 16-битный селектор для GDT и весь 8-байтный дескриптор
из GDT, описывающий TSS текущей задачи.
Регистры отладки
DR0...DR3 - хранят 32-битные линейные адреса точек останова.
DR6 (равносильно DR4) - отражает состояние контрольных точек.
DR7 (равносильно DR5) - управляет установкой контрольных точек.
MOV dest,src | Пересылка данных в регистр из регистра, памяти или непосредственного операнда. Пересылка данных в память из регистра или непосредственного операнда. Например, MOV AX,10; MOV EBX,ESI; MOV AL, BYTE PTR MEM. |
XCHG r/m,r | Обмен данными между регистрами или регистром и памятью. Команда "память - память" в микропроцессоре Intel не предусмотрена. |
BSWAP reg32 | Перестановка байт из порядка "младший - старший" в порядок "старший - младший". Разряды 7-0 обмениваются с разрядами 31-24, а разряды 15-8 с разрядами 23-16. Команда появилась в 486-м микропроцессоре. |
MOVSXB r,r/m | Пересылка байта с его расширением до слова или двойного слова с дублированием знакового бита: MOVSXB AX,BL; MOVSXB EAX,byte ptr mem. Команда появилась с 386-ого процессора. |
MOVSXW r,r/m | Пересылка слова с расширением до двойного слова с дублированием знакового бита: MOVSXW EAX,WORD PTR MEM. Команда появилась с 386-ого процессора. |
MOVZXB r,r/m | Пересылка байта с его расширением до слова или двойного слова с дублированием нулевого бита: MOVSXB AX,BL; MOVSXB EAX,byte ptr mem. Команда появилась с 386-ого процессора. |
Пересылка слова с расширением до двойного слова с дублированием нулевого бита: MOVZXW EAX,WORD PTR MEM. Команда появилась с 386-ого процессора. | |
XLAT | Загрузить в AL байт из таблицы в сегменте данных, на начало которой указывает EBX (ВХ), при этом начальное значение AL играет роль смещения. |
LEA r,m | Загрузка эффективного адреса. Например, LEA EAX,MEM; LEA EAX,[EBX]. Данная команда обладает магичаскими свойствами, позволяющими эффективно выполнять арифметические действия. Например, команда LEA EAX,[EAX*8] умножает содержимое EAX на 8, LEA EAX,[EAX][EAX*4] на 5, Команда LEA ECX,[EAX][ESI+5] эквивалента 3(!) командам MOV ECX,EAX/ADD ECX,ESI/ADD ECX,5. |
LDS r,m | Загрузить пару DS:reg из памяти. Причем вначале идет слово (или двойное слово), а в DS - последующее слово. |
LES r,m | Аналогично предыдущему, но для пары ES:reg. |
LFS r,m | Аналогично предыдущему, но для пары FS:reg. |
LGS r,m | Аналогично предыдущему, но для пары GS:reg. |
LSS r,m | Аналогично предыдущему, но для пары SS:reg. |
SETcc r/m | Проверяет условие "cc", если выполняется, то первый бит байта устанавливается в 1, в противном случае в 0. Условия аналогичны в условных переходах (je, jc). Например, SETE AL. Команда появилась с 386-ого микропроцессора. |
LAHF | Загрузить флаги в АН (устарела). |
SAHF | Сохранить АН в регистре флагов (устарела). |
Команды ввода-вывода
IN AL(AX,EAX),DX |
Ввод в аккумулятор из порта ввода-вывода. Порт адресуется непосредственно или через регистр DX. |
OUT DX,AL(АХ,EAX) |
Вывод в порт ввода-вывода. Порт адресуется непосредственно или через регистр DX. |
[REP] INSB [REP] INSW [REP] INSD |
Выводит данные из порта, адресуемого регистром DX в ячейку памяти ES:[EDI/DI]. После ввода байта, слова или двойного слова производится коррекция EDI/DI на 1,2,4. При наличии префикса REP процесс продолжается, пока содержимое СХ не станет равным 0. |
[REP] OUTSB [REP] OUTSW [REP] OUTSD |
Выводит данные из ячейки памяти, определяемой регистрами DS:[ESI/SI], в выходной порт, адрес которого находится в регистре DX. После вывода байта, слова, двойного слова производится коррекция указателя ESI/SI на 1,2,4. |
Инструкции работы со стеком
PUSH r/m | Поместить в стек слово или двойное слово. Поскольку при включении в стек слова нарушается выравнивание стека по границам двойных слов, рекомендуется в любом случае помещать в стек двойное слово. |
PUSH const | Поместить в стек непосредственный 32-битный операнд. |
PUSHA | Поместить в стек регистры EAX, EBX, ECX, EDX, ESI, EDI, EBP, ESP. Команда появилась с 386-ого процессора. |
POP reg/mem | Извлечь из стека слово или двойное слово. |
POPА | Извлечение из стека данных в регистры EAX, EBX, ECX, EDX, ESI, EDI, EBP, ESP. Команда появилась, начиная с 386-ого процессора. |
PUSHF | Помещение в стек регистра флагов. |
POPF | Извлечь данные в регистр флагов. |
Инструкции целочисленной арифметики.
ADD dest,src | Сложение двух операндов. Первый операнд может быть регистром или ячейкой памяти, второй - регистром, ячейкой памяти, константой. Невозможно только, когда оба операнда являются ячейками памяти. |
XADD dest,src | Данная операция производит в начале обмен операндами, а затем выполняет операцию ADD. Начиная 486-ого. |
ADC dest,src | Сложение с учетом флага переноса - в младший бит добавляется бит (флаг) переноса. |
INC r/m | Инкремент операнда. |
SUB dest,src | Вычитание двух операндов. Остальное аналогично сложению (команда ADD). |
SBB dest,src | Вычитание с учетом бита переноса. Из младшего бита вычитается бит (флаг) переноса. |
DEC r/m | Декремент операнда. |
CMP r/m,r/m | Вычитание без изменения операндов (сравнение). |
Сравнение с обменом. Воспринимает три операнда (регистр-операнд-источник, ячейка памяти-операнд- получатель, аккумулятор, т.е. AL,AX или EAX) Если значения в операнде-получателе и аккумуляторе равны, операнд-получатель заменяется операндом-источником, исходное значение операнда-получателя загружается в аккумулятор. Начиная с 486-ого. | |
Сравнение и обмен восьми байт. Начиная с Pentium. | |
NEG r/m | Изменение знака операнда. |
ААА | Коррекция после ASCII-сложения. Коррекция результата двоичного сложения двух неупакованных десятичных чисел. Например, АХ содержит число 9H. Пара команд ADD AL,8/AAA приводит к тому, что в АХ будет содержаться 0107, т.е. ASCII-число 17. |
AAS | Коррекция после ASCII-вычитания. Например: MOV AX,205H; загрузить ASCII 25 SUB AL,8; двоичное вычитание AAS ;теперь АХ содержит 107Н, т.е. 17. |
ААМ | Коррекция после ASCII-умножения. Для этой команды предполагается, что в регистре АХ находится результат двоичного умножения двух десятичных цифр (диапазон от 0 до 81). После выполнения команды образуется двухбайтное произведение в регистре АХ в ASCII-формате. |
AAD | Коррекция перед ASCII-делением. Предполагается, что младшая цифра находится в AL, а старшая - в АН. |
DAA | Коррекция после BCD-сложения.59 |
DAS | Коррекция после ВСD-вычитания. |
MUL r/m | Умножение АL(AX,EAX) на целое беззнаковое число. Результат, соответственно, будет содержаться в АХ, DX:AX, EDX:EAX. |
IMUL r/m | Знаковое умножение (аналогично MUL). Все операнды считаются знаковыми. Команда IMUL имеет также двухоперандный и трехоперандный вид. Двухоперандный вид IMUL r,src r<-r*src. Трехоперандный вид IMUL dst,src,imm dst<-src*imm. |
DIV r/m (src) | Беззнаковое деление. Аналогично беззнаковому умножению. Осуществляет деление аккумулятора и его расширения (AH:AL, DX:AX, EDX:EAX) на делитель src. Частное помещается в аккумуляторе, а остаток - в расширении аккумулятора. |
IDIV r/m | Знаковое деление. Аналогично беззнаковому. |
CBW | Расширение байта (AL) в слово с копированием знакового бита. |
CWD | Расширение слова (АХ) в двойное слово (DX:AX) с копированием знакового бита. |
CWDE | Расширение слова (АХ) в двойное слово (EAX) с копированием знакового бита. |
CDQ | Преобразование двойного слова (EAX) в учетверенное слово (EDX:EAX). |
59 Напоминаю, что ASCII-число предполагает одну цифру на один байт, BCD-число - одну цифру на половину байта. Т.о. скажем в регистре АХ, может находиться двухразрядное ASCII-число и четырехразрядное BCD-число.
Логические операции.
AND dest,src | Логическая операция "AND". Обнуление бит dest, которые равны нулю у src. |
Аналогична "AND", но не меняет dest. Используется для проверки ненулевых бит. | |
OR dest,src | Логическая "ИЛИ". В dest устанавливаются биты, отличные от нуля в src. |
XOR dest,src | Исключающее "ИЛИ". |
NOT dest | Переключение всех бит (инверсия). |
Сдвиговые операции.
Начиная с 386-ого микропроцессора, непосредственный операнд src может быть не только 1, но произвольным числом. В ранних версиях для количества сдвигов использовался регистр CL.
Циклический сдвиг влево/вправо через бит переноса CF. Src может быть либо CL, либо непосредственный операнд. | |
ROL/ROR dest,src | Аналогично командам RCL/RCR, но по другому, работает с флагом CF. Флаг не участвует в цикле, но в него попадает бит, перешедший с начала на конец или наоборот. |
SAL/SAR dest,src | Сдвиг влево/право. Называется еще арифметическим сдвигом. При сдвиге вправо дублируется старший бит. При сдвиге влево младший бит заполняется нулем. Ушедший бит помещается в CF. |
SHL/SHR dest,src | Логический сдвиг влево/вправо. Сдвиг вправо отличается от SAR тем, что и старший бит заполняется нулем. |
SHLD/SHRD dest,src,count | Трехоперандные команды сдвига влево/вправо. Первым операндом, как обычно, может быть либо регистр, либо ячейка памяти, вторым операндом должен быть регистр общего назначения, третьим - регистр CL или непосредственный операнд. Суть операции заключается в том, что dest и src в начале объединяются, а потом производится сдвиг на количество бит count. Результат снова помещается в dest. |
Строковые операции
REP | Префикс, означающий повтор строковой операции до обнуления ECX. Префикс имеет также разновидности REPZ (REPE) - выполнять, пока не нуль (ZF=1), REPNZ (REPNE) - выполнять, пока нуль. |
Команда передает байт, слово или двойное слово из цепочки, адресуемой DS:[ESI], в цепочку dest, адресуемую ES:[EDI]. При этом EDI и ESI автоматически корректируются согласно значению флага DF. Допускается явная спецификация MOVSB (byte), MOVSW (word), MOVSD (dword). Dest и src можно явно не указывать. | |
LODS src | Команда загрузки цепочки в аккумулятор. Имеет разновидности LODSB, LODSW, LODSD. При выполнении команды байт, слово, двойное слово загружается соответственно в AL,AX,EAX. При этом ESI автоматически изменяется на 1 в зависимости от значения флага DF. Префикс REP не используется. |
STOS dest | Команда, обратная LODS, т.е. передает байт, слово или двойное слово из аккумулятора в цепочку и автоматически корректирует EDI. |
SCAS dest | Команда сканирования цепочки. Команда вычитает элемент цепочки dst из содержимого аккумулятора (AL\AX\EAX) и модифицирует флаги. Префикс REPNE позволяет найти в цепочке нужный элемент. |
CMPS dest,src | Команда сравнения цепочек. Данная команда производит вычитание байта, слова или двойного слова цепочки dst из соответствующего элемента цепочки src. В зависимости от результата вычитания модифицируются флаги. Регистры EDI и ESI автоматически продвигаются на следующий элемент. При использовании префикса REPE команда означает - сравнивать, пока не будет, достигнут конец цепочки или пока элементы не будут равны. При использовании префикса REPNE команда означает - сравнивать, пока не достигнут конец цепочки или пока элементы будут равны. |
Команды управления флагами
CLC | Сброс флага переноса. |
CMC | Инверсия флага переноса. |
STC | Установка флага переноса. |
CLD | Сброс флага направления. |
STD | Установка флага направления. |
CLI | Запрет маскируемых аппаратных прерываний. |
STI | Разрешение маскируемых аппаратных прерываний. |
CTS | Сброс флага переключения задач. |
Команды передачи управления
JMP target | Имеет пять форм, различающихся расстоянием назначения от текущего адреса, и способом
задания целевого адреса. При работе в Windows используется в основном внутрисегментный переход
(NEAR) в пределах 32-битного сегмента. Адрес перехода может задаваться
непосредственно (в программе это метка) или косвенно, т.е. содержаться в ячейке памяти или
регистре (JMP [EAX]). Другой тип перехода - короткий переход (SHORT), занимает всего 2 байта. Диапазон смещения, в пределах которого происходит переход: -128 ... 127. Использование такого перехода весьма ограниченно. Межсегментный переход может иметь следующий вид: JMP FWORD PTR L, L - указатель на структуру, содержащую 48-битный адрес, в начале которого 32-й адрес смещения, затем 16-й селектор (сегмента, шлюза вызова, сегмента состояния задачи). Возможен также и такой вид межсегментного перехода: JMP FWORD ES:[EDI]. |
Условные переходы |
JA/JNBE - перейти, если выше. JAE/JNB - перейти, если выше или равно. JB/JNAE - перейти, если ниже. JBE/JNA - перейти, если ниже. JC - перейти, если перенос. JE/JZ - перейти, если нуль. JG/JNLE - перейти, если больше. JGE/JNL - перейти, если больше или равно. JL/JNGE - перейти, если меньше. JLE/JNG - перейти, если меньше или равно. JNC - перейтИ, если нет переноса. JNE/JNZ - перейти, если меньше или равно. JNO - перейти, если нет переполнения. JNP/JPO - перейти, если нет паритета. JNS - перейти, если нет знака. JO - перейти, если есть переполнения. JP/JPE - перейти, если есть паритет. JS - перейти, если есть знак. JCXZ - переход, если СХ=0. JECXZ - переход, если ECX=0. В плоской модели команды условного перехода осуществляют переход в пределах 32-битного регистра. |
Команды управления циклом. Все команды этой группы уменьшают содержимое регистра ECX. | LOOP - переход, если содержимое ECX не равно нулю. LOOPE (LOOPZ) - переход, если содержимое ECX не равно нулю и флаг ZF=1. LOOPNE (LOOPNZ) - переход, если содержимое ECX не равно нулю и флаг ZF=0. |
CALL target | Передает управление процедуре (метке) с сохранением в стеке адреса, следующей за CALL командой. В плоской модели адрес возврата представляет собой 32-битное смещение. Межсегментный вызов предполагает сохранение в стеке селектора и смещения, т.е. 48-битной величины (16 бит - селектор и 32 бита - смещение). |
RET [N] | Возврат из процедуры. Необязательный параметр N предполагает, что команда также автоматически чистит стек (освобождает N байт). Команда имеет разновидности, которые выбираются ассемблером автоматически, в зависимости от того, является процедура ближней или дальней. Можно, однако, и явно указать тип возврата (RETN или RETF). В случае плоской модели по умолчанию берется RETN с четырехбайтным адресом возврата. |
Команды поддержки языков высокого уровня
ENTER par1,par2 | Подготовка стека при входе в процедуру (см. главу 1.2.). |
LEAVE | Приведение стека в исходное состояние. |
Предполагается, что регистр содержит текущий индекс массива, а второй операнда определяет в памяти два слова или два двойных слова. Первое считается минимальным значением индекса, а второе - максимальным. Если текущий индекс оказывается вне границ, то генерируется команда INT 5. Используется для контроля нахождения индекса в заданных рамках, что является важным средством отладки. |
Команды прерываний
INT n | Двухбайтная команда. В начале в стек помещается содержимое регистра флагов, затем полный адрес возврата. Кроме того, сбрасывается флаг TF. После этого осуществляется косвенный переход через n-й элемент дескрипторной таблицы прерываний. Однобайтная команда INT 3 называется прерыванием контрольного останова и используется в программах-отладчиках. |
INTO |
Равносильна команде INT 4, если флажок переполнения OF=1, если OF=0 - команда не производит никакого действия. |
IRET | Команда возврата из прерываний. Извлекает из стека сохраненные в нем адрес возврата и регистр флажков. Бит уровня привилегий будет модифицироваться только в том случае, если текущий уровень привилегий равен 0. |
Команды синхронизации процессора
HLT | Останавливает процессор. Из такого останова процессор может быть выведен внешним прерыванием. |
LOCK | Представляет собой префикс блокировки шины. Он заставляет процессор сформировать сигнал LOCK# на время выполнения находящейся за префиксом команды. Этот сигнал блокирует запросы шины другими процессорами в мультипроцессорной системе. |
NOP | Холостая команда. Не производит никаких действий. |
WAIT (FWAIT) | Синхронизация с сопроцессором. Большинство команд сопроцессора автоматически вырабатывают эту команду. |
Команды обработки цепочки бит.
Эти команды появились в 386-м процессоре
|
dest - 16-битный или 32-битный регистр. src - регистр или ячейка памяти. При выполнении команды BSF операнд src просматривается с младших, а в команде BSR - со старших бит. Номер первого встречного бита, находящегося в состоянии 1, помещается в регистр dest, флажок ZF сбрасывается в 0. Если src содержит 0, то ZF=1, а содержимое dest не определено. |
ВТ dest,src | Тестирование бита с номером из src в dest и перенос его во флаг CF. |
ВТС dest,src | Проверка и инвертирование бита из src в dest. |
BTR dest,src | Проверка и сброс бита из src в dest. |
BTS dest,src | Проверка и установка бита из src в dest. |
Команды управления защитой
LGDT src | Загрузка GDTR из памяти. Src указывает на 6-байтную величину. |
SGDT dest | Сохранить GDTR в памяти. |
LIDT src | Загрузить IDTR из памяти. |
SIDT dest | Сохранить IDTR в памяти. |
LLDT src | Загрузить LDTR из памяти (16 бит). |
SLDT dest | Сохранить LDTR в регистре или памяти (16 бит). |
LMSW src | Загрузка MSW. |
SMSW dest | Сохранить MSW в регистре или памяти (16 бит). |
LTR src | Загрузка регистра задачи из регистра или памяти (16 бит). |
STR dest | Сохранение регистра задачи в регистре или памяти (16 бит). |
LAR dest,src | Загрузка старшего байта dest байтом прав доступа дескриптора src. |
Загрузка dest лимитом сегмента, дескриптор которого задан src. | |
ARPL r/m,r | Выравнивание RPL в селекторе до наибольшего числа из текущего уровня и заданного операндом. |
VERR seg | Верификация чтения: установка ZF=1, если задаче позволено чтение в сегменте SEG. |
VERW seg | Верификация чтения: установка ZF=1, если задаче позволена запись в сегменте SEG. |
Команды обмена с управляющими регистрами
MOV CRn,src | Загрузка управляющего регистра CRn. |
MOV dest,CRn | Чтение управляющего регистра CRn. |
MOV DRn,src | Загрузка регистра отладки DRn. |
Чтение регистра отладки DRn. | |
MOV TRn,src | Загрузка регистра тестирования TRn. |
MOV dest,TRn | Чтение регистра тестирования TRn. |
RDTSC | Чтение счетчика тактов. |
Команды идентификации и управления архитектурой
CPUID | Получение информации о процессоре. Требует параметр в регистре EAX. EAX=0, процессор в регистрах EBX,EDX,ECX возвращает символьную строку, специфичную для производителя. Процессоры AMD возвращают строку "AuthenticAMD", процессоры Intel - "Genuinelntel". EAX=1, в младшем слове регистра EAX возвращает код идентификации. EAX=2, в регистрах EAX, EBX, ECX, EDX возвращаются параметры конфигурации процессора. |
RDMSR r/m | Чтение модельно-специфического регистра в ECX. |
WRMSR r/m | Запись ECX в модельно-специфический регистр. |
Команды управления кэшированием
Внутренний кэш появился в процессоре, начиная с 486-ого. Процессоры 486 и Pentium имеют внутренний кэш первого уровня, Pentium Pro и Pentium II имеют уже и вторичный кэш.
INVD | Аннулирование данных в первичном КЭШе без обратной записи. |
WBINVD | Обратная запись модифицированных строк и аннулирование кэш-памяти. |
Аннулирование элемента таблицы трансляции TLB (TLB - буфер ассоциативной трансляции таблиц каталогов и страниц памяти). |
Команды арифметического сопроцессора.
Описание работы арифметического сопроцессора см. [1,5]. Здесь мы коснемся основных положений работы арифметического сопроцессора.60
1. Арифметический сопроцессор работает со своим набором команд и своим набором регистров. Однако выборку команд сопроцессора осуществляет процессор.
2. Арифметический сопроцессор выполняет операции со следующими типами данных: целое слово (16 бит), короткое целое (32 бита), длинное слово (64 бита), упакованное десятичное число (80 бит), короткое вещественное число (32 бита), длинное вещественное число (64 бита), расширенное вещественное число (80 бит).
3. При выполнении операции сопроцессором, процессор ждет завершения этой операции. Другими словами, перед каждой командой сопроцессора ассемблером автоматически генерируется команда, проверяющая, занят сопроцессор или нет. Если сопроцессор занят, процессор переводится в состояние ожидания. Иногда программисту требуется вручную ставить команду ожидания (WAIT) после команды сопроцессора.
4. Сопроцессор имеет восемь 80-битных рабочих регистров, представляющих собой стековую кольцевую структуру. Регистры называются R0,R1, ... R7, но доступ к ним напрямую невозможен. Каждый регистр может занимать любое положение в стеке. Название стековых (относительных) регистров - ST(0), ST(1), ST(2), ST(3), ST(4), ST(5), ST(6), ST(7). Кроме того, имеется еще регистр состояния, по флагам которого можно, в частности, судить о результате выполненной операции. Регистр управления содержит в себе биты, влияющие на выполнение команд сопроцессора.
5. Регистр тэгов содержит 16 бит, описывающих содержание регистров сопроцессора: по два бита на каждый рабочий регистр. Тэг говорит о содержимом регистре данных. Вот значение тэгов: 00 - действительное ненулевое число, 01 - истинный нуль, 10 - специальные числа, 11 - отсутствие данных.
6. При вычислении с помощью команд сопроцессора большую роль играют исключения или особые ситуации. Типичной особой ситуацией является деление на 0. Биты особых ситуаций хранятся в регистре состояний. Учет особых ситуаций необходим для получения правильных результатов.
7. Список особых ситуаций.
-
Неточный результат (округление).
Недействительная операция.
Деление на ноль.
Антипереполнение (слишком маленький результат).
Переполнение (слишком большой результат).
Денормализованный операнд.
8. Регистр состояния. 0-й бит, флаг недопустимой операции. 1-й бит, флаг денормализованной операции. 2-й бит, флаг деления на ноль. 3-й бит, флаг переполнения. 4-й бит, флаг антипереполнения. 5-й бит, флаг неточного результата. 6-й бит, ошибка стека. 7-й бит, общий флаг ошибки. 8,9,10-й, флаги условий. 11,12,13-й, число, показывающее, какой регистр является вершиной. 14-й бит, условный флаг. 15-й бит, флаг занятости.
9. Регистр управления. 0-й бит, маска недействительной операции. 1-й бит, маска денормализованного операнда. 2-й бит, маска деления на ноль. 3-й бит, маска переполнения. 4-й бит, маска антипереполнения. 5-й бит, маска неточного результата. 6,7-й бит, резерв. 8-9-й биты, управление точностью. 10,11-й биты, управление округлением. 12-й, управление бесконечностью. 13,14,15-й, резерв.
Команды передачи данных
FLD src | Загрузить вещественное число в ST(0) (вершину стека) из области памяти. Область памяти может быть 32-, 64-, 80-битная. |
FILD src | Загрузить целое число в ST(0) из памяти. Область памяти может быть 16-, 32-, 64-битной. |
FBLD src | Загрузить BCD-число в ST(0) из 80-битной области памяти. |
FLDZ | Загрузить 0 в ST(0). |
FLD1 | Загрузить 0 в ST(0). |
FLDPI | Загрузить PI в ST(0). |
FLDL2T | Загрузить LOG2(10) в ST(0). |
FLDTL2E | Загрузить LOG2(e) в ST(0). |
FLDLG2 | Загрузить LG(2) в ST(0). |
FLDLN2 | Загрузить LN(2) в ST(0). |
FST dest | Запись вещественного числа из ST(0) в память. Область памяти 32-, 64- или 80-битная. |
FSTP dest | Запись вещественного числа из ST(0) в память. Область памяти 32-, 64- или 80-битная. При этом происходит выталкивание вершины из стека. |
FBST dest | Запись BCD-числа в память. Область памяти 80-битная. |
FBSTP dest | Запись BCD-числа в память. Область памяти 80-битная. При этом происходит выталкивание вершины из стека. |
FXCH st(i) | Обмен значениями вершины стека и регистра i. |
Команды сравнения данных
FCOM | Сравнение вещественных чисел ST(0) и ST(1). Флаги устанавливаются, как при операции ST(0)-ST(1). |
FCOM src | Сравнение ST(0) с операндом в памяти. Операнд может быть 32- или 64-битным. |
FCOMP src | Сравнение вещественного числа в ST(0) с операндом с выталкиванием ST(0) из стека. Операнд может быть регистром и областью памяти. |
FCOMPP | Сравнение ST(0) и ST(1) с двойным выталкиванием из стека. |
FICOM src | Сравнение целых чисел в ST(0) с операндом. Операнд может быть 16- или 32-битным. |
FICOMP src | Сравнение целых чисел в ST(0) с операндом. Операнд может быть 16- или 32-битной областью памяти или регистром. При выполнении операции происходит выталкивание ST(0) из стека. |
FTST | Проверка ST(0) на нуль. |
FUCOM ST(i) | Сравнение ST(0) с ST(i) без учета порядков. |
FUCOMP ST(i) | Сравнение ST(0) с ST(i) без учета порядков. При выполнении операции происходит выталкивание из стека. |
FUCOMPP ST(i) | Сравнение ST(0) с ST(i) без учета порядков. При выполнении операции происходит двойное выталкивание из стека. |
FXAM | Анализ содержимого вершины стека. Результат помещается в биты С3-С0. 000 - неподдерживаемый формат. 001 - не число. 010 - нормализованное число. 011 - бесконечность. 100 - нуль. 101 - пустой операнд. 110 - денормализованное число. |
Арифметические команды
FADD src FADD ST(i),ST | Сложение вещественных чисел. ST(0)<-ST(0)+src, src - 32- или 64-битное число ST(i)<-ST(i)+ST(0) |
| Сложение вещественных чисел, ST(i)<-ST(i)+ST(0). При выполнении операции происходит выталкивание стека. |
FIADD src | Сложение целых чисел. ST(0)<-ST(0)+src, src - 16- или 32-битное число. |
FSUB src FSUB ST(i),ST | Вычитание вещественных чисел. ST(0)<-ST(0)-src, src - 32- или 64-битное число. ST(i)<-ST(i)-ST(0). |
FSUBP ST(i),ST | Вычитание вещественных чисел, ST(i)<-ST(i)-ST(0). При выполнении операции происходит выталкивание стека. |
FSUBR ST(i),ST | Обратное вычитание вещественных чисел. ST(0)<-ST(i)-ST(0) |
FSUBRP ST(i),ST | Обратное вычитание вещественных чисел. ST(0)<-ST(i)-ST(0). При выполнении операции происходит выталкивание стека. |
FISUB src | Вычитание целых чисел. ST(0)<-ST(0)-src, src - 16- или 32-битное число. |
FISUBR src | Вычитание целых чисел. ST(0)<-ST(0)-src, src - 16- или 32-битное число. При выполнении операции происходит выталкивание из стека. |
FMUL FMUL ST(i) FMUL ST(i),ST |
Умножение двух операндов. В первом случае ST(0)<-ST(0)*ST(1). Во втором случае ST(0)<-ST(i)*ST(0). В третьем случае ST(i)<-ST(i)*ST(0). |
| ST(i)<-ST(i)*ST(0) умножение и выталкивание из стека. |
FIMUL src | Умножение ST(0) на целое число. ST(0)<-ST(0)*src. Операнд может быть 16- и 32-битным числом. |
FDIV FDIV ST(i) FDIV ST(i),SY |
ST(0)<-ST(0)/ST(1) ST(0)<-ST(0)/ST(i) ST(i)<-ST(0)/ST(i) |
FDIVP ST(i),ST | Деление с выталкиванием из стека. ST(i)<-ST(0)/ST(i). |
FIDIV src | Деление целых чисел. ST(0)<-ST(i)/src. Делитель может быть 16- и 32-битным числом. |
FDIVR ST(i),ST | Обратное деление вещественных чисел. ST(0)<-ST(i)/ST(0) |
FDIVRP ST(i),ST | Обратное деление вещественных чисел и выталкивание из стека. ST(0)<-ST(i)/ST(0) |
FIDIVR src | Обратное деление целых чисел. ST(0)<-src/ST(0). |
FSQRT | Извлечь корень из ST(0) и поместить обратно. |
FSCALE | Масштабирование. ST(0)<-ST(0)*2^ST(1) |
FEXTRACT | Выделение мантиссы и порядка из числа ST(0). В ST(0) помещается порядок, в ST(1) - мантисса. |
FPREM | Нахождение остатка от деления. ST(0)<-ST(0)MODST(1). |
FPREM1 | Нахождение остатка от деления в стандарте IEEE. |
FRNDINT | Округление до ближайшего целого числа, находящегося в ST(0). ST(0)<-int(ST(0)) |
FABS | Нахождение абсолютного значения. ST(0)<-ABS(ST(0)) |
FCSH | Изменение знака ST(0)<- -ST(0) |
Трансцендентные функции
FCOS | Вычисление косинуса. ST(0)<-COS(ST(0)). Содержимое в ST(0) интерпретируется как угол в радианах. |
FPTAN | Частичный тангенс. Содержимое в ST(0) интерпретируется как угол в радианах. Значение тангенса возвращается на место аргумента, а затем в стек включается 1. |
FPATAN | Вычисление арктангенса. Вычисляется функция Arctg(ST(1)/ST(0)). После вычисления функции происходит выталкивание из стека, после чего значение функции помещается в вершину. |
FSIN | Вычисление синуса. ST(0)<-SIN(ST(0)). Содержимое в ST(0) интерпретируется как угол в радианах. |
FSINCOS | Вычисление синуса и косинуса. ST(0)<-SIN(ST(0)) и ST(1)<-COS(ST(0)) |
F2XM1 | Вычисление 2^X-1. ST(0)<-2^ST(0)-1. |
FYL2X | Вычисление Y*LOG2(X). ST(0)=Y, ST(1)=X. Происходит выталкивание из стека, и только потом в вершину стека помещается результат вычисления. |
FYL2XP1 | Вычисление Y*LOG2(X). ST(0)=Y, ST(1)=X. Происходит выталкивание из стека, и только потом в вершину стека помещается результат вычисления. |
Команды управления сопроцессором
FINIT | Инициализация сопроцессора. |
FSTSW АХ | Запись слова состояния в АХ. |
FSTSW dest | Запись слова состояния в dest. |
FLDCW src | Загрузка управляющего слова (16 бит) из dest. |
FSTCW dest | Сохранение управляющего слова в dest. |
FCLEX | Сброс исключений. |
FSTENV dest | Сохранение состояния оборудования (SR, CR, TAGW, FIP, FDP) в памяти. |
FLDENV src | Загрузка состояния оборудования из памяти. |
FSAVE dest | Сохранение состояния оборудования и файла регистров в памяти. |
FRSTOR src | Загрузка состояния оборудования и файла регистров в памяти. |
FINCSTP | Инкремент указателя стека. |
FDECSTP | Декремент указателя стека. |
FFREE ST(i) | Освобождение регистра - пометка ST(i) как свободного. |
FNOP | Холостая операция сопроцессора. |
WAIT (FWAIT) | Ожидание процессором завершение текущей операции сопроцессором. |
Расширение MMX ориентировано в основном на использование в мультимедийных приложениях. Основная идея MMX заключается в одновременной обработке нескольких элементов данных за одну инструкцию. Расширение MMX появилось в процессорах модификации Pentium P54C и присутствует во всех последних модификациях этого процессора.
Расширение MMX использует новые типы упакованных данных: упакованные байты (восемь байт), упакованные слова (четыре слова), упакованные двойные слова (два двойных слова), учетверенное слово. Расширение MMX включает восемь регистров общего пользования (MM0-MM7). Размер регистров составляет 64 бита. Физически эти регистры пользуются младшими битами рабочих регистров сопроцессора. Команды MMX "портят" регистр состояния и регистр тэгов. По этой причине совместное использование команд MMX и команд сопроцессора может вызвать определенные трудности. Другими словами, перед каждым использованием команд MMX Вам придется сохранять контекст сопроцессора, а это может весьма замедлить работу программы. Важно отметить также, что команды MMX работают непосредственно с регистрами сопроцессора, а не с указателями на элементы стека.
Команды MMX расширения (по книге [3])
EMMS | Очистка стека регистров. Установка всех единиц в слове тегов. |
MOVD mm,m32/ir32 | Пересылка данных в младшие 32 бита регистра MMX с заполнением старших бит нулями. |
MOVD m32/ir32,mm | Пересылка данных из младших 32 бит регистра MMX. |
MOVQ mm,mm/m64 | Пересылка данных в регистр MMX. |
MOVQ mm/m64,mm | Пересылка данных из регистра MMX. |
PACKSSDW mm,mm/m64 | Упаковка со знаковым насыщением двух двойных слов, расположенных в mm, и двух двойных слов mm/m64 в четыре слова, расположенных в mm. |
PACKSSWB mm,mm/m64 | Упаковка со знаковым насыщением четырех слов, расположенных в mm, и четырех слов mm/m64 в восемь байт, расположенных в mm. |
PACKUSWB mm,mm/m64 | Упаковка с насыщением четырех знаковых слов, расположенных в mm, и четырех слов mm/m64 в восемь беззнаковых байт, расположенных в mm. |
PADDB mm,mm/m64 PADDW mm,mm/m64 PADDD mm,mm/m64 | Сложение упакованных байт (слов или двойных слов) без насыщения (с циклическим переполнением). |
PADDSB mm,mm/m64 PADDSW mm,mm/m64 | Сложение упакованных байт (слов) со знаковым насыщением. |
PADDUSB mm,mm/m64 PADDUSW mm,mm/m64 | Сложение упакованных байт (слов) с беззнаковым насыщением. |
PAND mm,mm/m64 | Логическое "И". |
PANDN mm,mm/m64 | Логическое "И-НЕ". |
PCMPEQD mm,mm/m64 PCMPEQW mm,mm/m64 | Сравнение (на равенство) упакованных байт (слов, двойных слов). Все биты элемента результата будут единичными (true) при совпадении соответствующих элементов операндов и нулевыми (false) - при несовпадении. |
PCMPGTB mm,mm/m64 PCMPGTD mm,mm/m64 PCMPGTW mm,mm/m64 | Сравнение (по величине) упакованных знаковых байт (слов, двойных слов). Все биты элемента результата будут единичными (true), если соответствующий элемент операнда назначения больше элемента операнда источника, и нулевыми (false) в противном случае. |
PMADDWD mm,mm/m64 | Умножение четырех знаковых слов операнда источника на четыре знаковых слова операнда назначения. Два двойных слова результатов умножения младших слов суммируются и записываются в младшее двойное слово операнда назначения. Два двойных слова результатов умножения старших слов суммируются и записываются в старшее двойное слово операнда назначения. |
PMULHW mm,mm/m64 | Умножение упакованных знаковых слов с сохранением только старших 16 бит элементов результата. |
PMULLW mm,mm/m64 | Умножение упакованных знаковых или беззнаковых слов с сохранением только младших 16 бит результата. |
POR mm,mm/m64 | Логическое "ИЛИ". |
PSHIMD mm,imm PSHIMQ mm,imm PSHIMW mm,imm |
PSHIMD представляет инструкции PSLLD, PSRAD и PSRLD с непосредственным
операндом-счетчиком. PSHIMW представляет инструкции PSLLW, PSRAW, PSRLW. PSHIMQ представляет инструкции PSLLQ и PSRLQ с непосредственным операндом-счетчиком. |
PSLLD mm,mm/m64 PSLLQ mm,mm/m64 PSLLW mm,mm/m64 | Логический сдвиг влево упакованных слов (двойных, учетверенных) операнда назначения на количество бит, указанных в операнде-источнике, с заполнением младших бит нулями. |
PSRAD mm,mm/m64 PSRAW mm,mm/m64 | Арифметический сдвиг вправо упакованных двойных (учетверенных) знаковых слов операнда назначения на количество бит, указанных в операнде-источнике, с заполнением младших бит битами знаковых разрядов. |
PSRLD mm,mm/m64 PSRLQ mm,mm/m64 PSRLW mm,mm/m64 | Логический сдвиг вправо упакованных слов (двойных, учетверенных) операнда назначения на количество бит, указанных в операнде-источнике, с заполнением старших бит нулями. |
PSUBB mm,mm/m64 PSUBW mm,mm/m64 PSUBD mm,mm/m64 | Вычитание упакованных байт (слов или двойных слов) без насыщения (с циклическим антипереполнением). |
PSUBSB mm,mm/m64 PSUBSW mm,mm/m64 | Вычитание упакованных знаковых байт (слов) с насыщением. |
PSUBUSB mm,mm/m64 PSUBUSW mm,mm/m64 | Вычитание упакованных беззнаковых байт (слов) с насыщением. |
PUNPCKHBW mm,mm/m64 | Чередование в регистре назначения байт старшей половины операнда-источника с байтами старшей половины операнда назначения. |
PUNPCKHWD mm,mm/m64 | Чередование в регистре назначения слов старшей половины операнда-источника со словами старшей половины операнда назначения. |
PUNPCKHDQ mm,mm/m64 | Чередование в регистре назначения двойного слова старшей половины операнда-источника с двойным словом старшей половины операнда назначения. |
PUNPCKLBW mm,mm/m64 | Чередование в регистре назначения байт младшей половины операнда-источника с байтами младшей половины операнда назначения. |
PUNPCKLWD mm,mm/m64 | Чередование в регистре назначения слов младшей половины операнда-источника со словами младшей половины операнда назначения. |
PUNPCKLDQ mm,mm/m64 | Чередование в регистре назначения двойного слова младшей половины операнда-источника с двойным словом младшей половины операнда назначения. |
PXOR mm,mm/m64 | Исключающее "ИЛИ". |
60 Мы пользуемся несколько устаревшим названием. Правильнее было бы это назвать числовым процессором.