Справка по Ассемблеру для AVR

         

Арифметические и логические инструкции




Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
ADD  , Суммирование без переноса Rd = Rd + Rr  Z,C,N,V,H,S  1
ADC , Суммирование с переносом Rd = Rd + Rr + C Z,C,N,V,H,S 1
SUB , Вычитание без переноса Rd = Rd - Rr Z,C,N,V,H,S 1
SUBI , Вычитание константы Rd = Rd - K8 Z,C,N,V,H,S 1
SBC , Вычитание с переносом Rd = Rd - Rr - C Z,C,N,V,H,S 1
SBCI , Вычитание константы с переносом Rd = Rd - K8 - C Z,C,N,V,H,S 1
AND , Логическое И Rd = Rd · Rr Z,N,V,S  1
ANDI , Логическое И с константой Rd = Rd · K8 Z,N,V,S 1
OR , Логическое ИЛИ Rd = Rd V Rr Z,N,V,S 1
ORI , Логическое ИЛИ с константой Rd = Rd V K8 Z,N,V,S 1
EOR , Логическое исключающее ИЛИ Rd = Rd EOR Rr Z,N,V,S 1
COM Побитная Инверсия Rd = $FF - Rd Z,C,N,V,S 1
NEG Изменение знака (Доп. код) Rd = $00 - Rd Z,C,N,V,H,S 1
SBR , Установить бит (биты) в регистре Rd = Rd V K8 Z,C,N,V,S 1
CBR , Сбросить бит (биты) в регистре Rd = Rd · ($FF - K8) Z,C,N,V,S 1
INC Инкрементировать значение регистра Rd = Rd + 1 Z,N,V,S 1
DEC Декрементировать значение регистра Rd = Rd -1 Z,N,V,S 1
TST Проверка на ноль либо отрицательность Rd = Rd · Rd Z,C,N,V,S 1
CLR Очистить регистр Rd = 0 Z,C,N,V,S 1
SER Установить регистр Rd = $FF None 1
ADIW , Сложить константу и слово Rdh:Rdl = Rdh:Rdl + K6  Z,C,N,V,S 2
SBIW , Вычесть константу из слова Rdh:Rdl = Rdh:Rdl - K 6 Z,C,N,V,S 2
MUL , Умножение чисел без знака R1:R0 = Rd * Rr Z,C 2
MULS , Умножение чисел со знаком R1:R0 = Rd * Rr Z,C 2
MULSU , Умножение числа со знаком с числом без знака R1:R0 = Rd * Rr Z,C 2
FMUL , Умножение дробных чисел без знака R1:R0 = (Rd * Rr) << 1 Z,C 2
FMULS , Умножение дробных чисел со знаком R1:R0 = (Rd *Rr) << 1 Z,C 2
FMULSU , Умножение дробного числа со знаком с числом без знака R1:R0 = (Rd * Rr) << 1 Z,C 2

 



Больше чем


Символ: >

Описание: Возвращает 1 если левое выражение больше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 10

Пример: ori r18, bitmask*(c1>c2)+1



Больше или равно


Символ: >=

Описание: Возвращает 1 если левое выражение больше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 10

Пример: ori r18, bitmask*(c1>=c2)+1



BYTE - Зарезервировать байты в ОЗУ


Директива BYTE резервирует байты в ОЗУ. Если Вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива BYTE должна быть предварена меткой. Директива принимает один обязательный параметр, который указывает количество выделяемых байт. Эта директива может использоваться только в сегменте данных(смотреть директивы и DSEG). Выделенные байты не инициализируются.

Синтаксис:

МЕТКА: .BYTE выражение

Пример:

.DSEG

var1:    .BYTE 1            ; резервирует 1 байт для var1

table:   .BYTE tab_size     ; резервирует tab_size байт

.CSEG

        

ldi r30,low(var1)  ; Загружает младший байт регистра Z

        

ldi r31,high(var1) ; Загружает старший байт регистра Z

        

ld r1,Z            ; Загружает VAR1 в регистр 1



CSEG - Программный сегмент


Директива CSEG определяет начало программного сегмента. Исходный файл может состоять из нескольких программных сегментов, которые объединяются в один программный сегмент при компиляции. Программный сегмент является сегментом по умолчанию. Программные сегменты имеют свои собственные счётчики положения которые считают не побайтно, а по словно. Директива ORG может быть использована для размещения кода и констант в необходимом месте сегмента. Директива CSEG не имеет параметров.

Синтаксис:

.CSEG

Пример:

.DSEG                       ; Начало сегмента данных

vartab: .BYTE 4             ; Резервирует 4 байта в ОЗУ

.CSEG                       ; Начало кодового сегмента

const:  .DW 2               ; Разместить константу 0x0002 в памяти программ

       

mov r1,r0           ; Выполнить действия



DB - Определить байты во флэш или EEPROM


Директива DB резервирует необходимое количество байт в памяти программ или в EEPROM. Если Вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива DB должна быть предварена меткой. Директива DB должна иметь хотя бы один параметр. Данная директива может быть размещена только в сегменте программ (CSEG) или в сегменте EEPROM ().

Параметры передаваемые директиве - это последовательность выражений разделённых запятыми. Каждое выражение должно быть или числом в диапазоне (-128..255), или в результате вычисления должно давать результат в этом же диапазоне, в противном случае число усекается до байта, причём БЕЗ выдачи предупреждений.

Если директива получает более одного параметра и текущим является программный сегмент, то параметры упаковываются в слова (первый параметр - младший байт), и если число параметров нечётно, то последнее выражение будет усечено до байта и записано как слово со старшим байтом равным нулю, даже если далее идет ещё одна директива DB.

Синтаксис:

МЕТКА:  .DB список_выражений

Пример:

.CSEG

consts: .DB 0, 255, 0b01010101, -128, 0xaa

.ESEG

const2: .DB 1,2,3



DEF - Назначить регистру символическое имя


Директива DEF позволяет ссылаться на регистр через некоторое символическое имя. Назначенное имя может использоваться во всей нижеследующей части программы для обращений к данному регистру. Регистр может иметь несколько различных имен. Символическое имя может быть переназначено позднее в программе.

Синтаксис:

.DEF Символическое_имя = Регистр

Пример:

.DEF temp=R16

.DEF ior=R0

.CSEG

 

ldi temp,0xf0  ; Загрузить 0xf0 в регистр temp (R16)

 

in ior,0x3f  ; Прочитать SREG в регистр ior (R0)

 

eor temp,ior  ; Регистры temp и ior складываются по исключающему или



Деление


Символ: /

Описание: Возвращает целую часть результата деления левого выражения на правое

Приоритет: 13

Пример: ldi r30, label/2



DEVICE - Определить устройство для которого компилируется программа


Директива DEVICE позволяет указать для какого устройства компилируется программа. При использовании данной директивы компилятор выдаст предупреждение, если будет найдена инструкция, которую не поддерживает данный микроконтроллер. Также будет выдано предупреждение, если программный сегмент, либо сегмент EEPROM превысят размер допускаемый устройством. Если же директива не используется то все инструкции считаются допустимыми, и отсутствуют ограничения на размер сегментов.

Синтаксис:

.DEVICE AT90S1200 |AT90S2313 | AT90S2323 | AT90S2333 | AT90S2343 | AT90S4414 | AT90S4433 | AT90S4434 | AT90S8515 | AT90S8534 | AT90S8535 | ATtiny11 | ATtiny12 | ATtiny22 | ATmega603 | ATmega103

Пример:

.DEVICE AT90S1200  ; Используется AT90S1200

.CSEG

       

push r30   ; Эта инструкция вызовет предупреждение

                  

; поскольку AT90S1200 её не имеет



Директивы ассемблера


Компилятор поддерживает ряд директив. Директивы не транслируются непосредственно в код. Вместо этого они используются для указания положения в программной памяти, определения макросов, инициализации памяти и т.д. Список директив приведён в следующей таблице.

 

Директива Описание
DB Определить байты во флэш или EEPROM
DEVICE Определить устройство для которого компилируется программа
DW Определить слова во флэш или EEPROM

Все директивы предваряются точкой.



DSEG - Сегмент данных


Директива DSEG определяет начало сегмента данных. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов данных, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент данных обычно состоит только из директив BYTE и меток. Сегменты данных имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте ОЗУ. Директива не имеет параметров.

Синтаксис:

.DSEG 

Пример:

.DSEG                        ; Начало сегмента данных

var1:  .BYTE 1               ; зарезервировать 1 байт для var1

table:  .BYTE tab_size       ; зарезервировать tab_size байт.

.CSEG

       

ldi r30,low(var1)    ; Загрузить младший байт регистра Z

       

ldi r31,high(var1)   ; Загрузить старший байт регистра Z

       

ld r1,Z              ; Загрузить var1 в регистр r1



DW - Определить слова во флэш или EEPROM


Директива DW резервирует необходимое количество слов в памяти программ или в EEPROM. Если Вы хотите иметь возможность ссылаться на выделенную область памяти, то директива DW должна быть предварена меткой. Директива DW должна иметь хотя бы один параметр. Данная директива может быть размещена только в сегменте программ (CSEG) или в сегменте EEPROM ().

Параметры передаваемые директиве - это последовательность выражений разделённых запятыми. Каждое выражение должно быть или числом в диапазоне (-32768..65535), или в результате вычисления должно давать результат в этом же диапазоне, в противном случае число усекается до слова, причем БЕЗ выдачи предупреждений.

Синтаксис:

МЕТКА: .DW expressionlist

Пример:

.CSEG

varlist:  .DW 0, 0xffff, 0b1001110001010101, -32768, 65535

.ESEG

eevarlst: .DW 0,0xffff,10



ENDMACRO - Конец макроса


Директива определяет конец макроопределения, и не принимает никаких параметров. Для информации по определению макросов смотрите директиву .

Синтаксис:

.ENDMACRO 

Пример:

.MACRO SUBI16               ; Начало определения макроса

       

subi r16,low(@0)    ; Вычесть младший байт первого параметра

       

sbci r17,high(@0)   ; Вычесть старший байт первого параметра

.ENDMACRO



EQU - Установить постоянное выражение


Директива EQU присваивает метке значение. Эта метка может позднее использоваться в выражениях. Метка которой присвоено значение данной директивой не может быть переназначена и её значение не может быть изменено.

Синтаксис:

.EQU метка = выражение

Пример:

.EQU io_offset = 0x23

.EQU porta     = io_offset + 2

.CSEG                 ; Начало сегмента данных

       

clr r2        ; Очистить регистр r2

       

out porta,r2  ; Записать в порт A



ESEG - Сегмент EEPROM


Директива ESEG определяет начало сегмента EEPROM. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов EEPROM, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент EEPROM обычно состоит только из директив DB, DW

и меток. Сегменты EEPROM имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте EEPROM. Директива не имеет параметров.

Синтаксис:

.ESEG   

Пример:

.DSEG                    ; Начало сегмента данных

var1:   .BYTE 1          ; зарезервировать 1 байт для var1

table:  .BYTE tab_size   ; зарезервировать tab_size байт.

.ESEG

eevar1: .DW 0xffff        ; проинициализировать 1 слово в EEPROM



EXIT - Выйти из файла


Встретив директиву EXIT компилятор прекращает компиляцию данного файла. Если директива использована во вложенном файле (см. директиву INCLUDE), то компиляция продолжается со строки следующей после директивы INCLUDE. Если же файл не является вложенным, то компиляция прекращается.

Синтаксис:

.EXIT

Пример:

.EXIT  ; Выйти из данного файла



Функции


Определены следующие функции:

LOW(выражение) возвращает младший байт выражения

HIGH(выражение) возвращает второй байт выражения

BYTE2(выражение) то же что и функция HIGH

BYTE3(выражение) возвращает третий байт выражения

BYTE4(выражение) возвращает четвёртый байт выражения

LWRD(выражение) возвращает биты 0-15 выражения

HWRD(выражение) возвращает биты 16-31 выражения

PAGE(выражение) возвращает биты 16-21 выражения

EXP2(выражение) возвращает 2 в степени (выражение)

LOG2(выражение) возвращает целую часть log2(выражение)



INCLUDE - Вложить другой файл


Встретив директиву INCLUDE компилятор открывает указанный в ней файл, компилирует его пока файл не закончится или не встретится директива , после этого продолжает компиляцию начального файла со строки следующей за директивой INCLUDE. Вложенный файл может также содержать директивы INCLUDE.

Синтаксис:

.INCLUDE "имя_файла"

Пример:

; файл iodefs.asm:

.EQU sreg   = 0x3f     ; Регистр статуса

.EQU sphigh = 0x3e     ; Старший байт указателя стека

.EQU splow  = 0x3d     ; Младший байт указателя стека

; файл incdemo.asm

.INCLUDE iodefs.asm    ; Вложить определения портов

       

in r0,sreg     ; Прочитать регистр статуса



Инструкции передачи данных


Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
MOV , Скопировать регистр Rd = Rr None 1
MOVW , Скопировать пару регистров Rd+1:Rd = Rr+1:Rr, r,d even None 1
LDI , Загрузить константу Rd = K None 1
LDS , Прямая загрузка Rd = (k) None 2*
LD , Косвенная загрузка Rd = (X) None 2*
LD , Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (X), X=X+1 None 2*
LD , Косвенная загрузка с пре-декрементом X=X-1, Rd = (X) None 2*
LD , Косвенная загрузка Rd = (Y) None 2*
LD , Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (Y), Y=Y+1 None 2*
LD , Косвенная загрузка с пре-декрементом Y=Y-1, Rd = (Y) None 2*
LDD ,+ Косвенная загрузка с замещением Rd = (Y+q) None 2*
LD , Косвенная загрузка Rd = (Z) None 2*
LD , Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (Z), Z=Z+1 None 2*
LD , Косвенная загрузка с пре-декрементом Z=Z-1, Rd = (Z) None 2*
LDD ,+ Косвенная загрузка с замещением Rd = (Z+q) None 2*
STS k,Rr Прямое сохранение (k) = Rr None 2*
ST , Косвенное сохранение (X) = Rr None 2*
ST , Косвенное сохранение с пост-инкрементом (X) = Rr, X=X+1 None 2*
ST , Косвенное сохранение с пре-декрементом X=X-1, (X)=Rr None 2*
ST , Косвенное сохранение (Y) = Rr None 2*
ST , Косвенное сохранение с пост-инкрементом (Y) = Rr, Y=Y+1 None 2
ST , Косвенное сохранение с пре-декрементом Y=Y-1, (Y) = Rr None 2
ST +, Косвенное сохранение с замещением (Y+q) = Rr None 2
ST , Косвенное сохранение (Z) = Rr None 2
ST , Косвенное сохранение с пост-инкрементом (Z) = Rr, Z=Z+1 None 2
ST , Косвенное сохранение с пре-декрементом Z=Z-1, (Z) = Rr None 2
ST +, Косвенное сохранение с замещением (Z+q) = Rr None 2
LPM Нет Загрузка из программной памяти R0 = (Z) None 3
LPM , Загрузка из программной памяти Rd = (Z) None 3
LPM , Загрузка из программной памяти с пост-инкрементом Rd = (Z), Z=Z+1 None 3
ELPM Нет Расширенная загрузка из программной памяти R0 = (RAMPZ:Z) None 3
ELPM , Расширенная загрузка из программной памяти Rd = (RAMPZ:Z) None 3
ELPM , Расширенная загрузка из программной памяти с пост-инкрементом Rd = (RAMPZ:Z), Z = Z+1 None 3
SPM Нет Сохранение в программной памяти (Z) = R1:R0 None -
ESPM Нет Расширенное сохранение в программной памяти (RAMPZ:Z) = R1:R0 None -
IN , Чтение порта Rd = P None 1
OUT , Запись в порт P = Rr None 1
PUSH Занесение регистра в стек STACK = Rr None 2
POP Извлечение регистра из стека Rd = STACK None 2

* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций LD, ST, LDD, STD, LDS, STS, PUSH и POP, необходимо добавить один цикл плюс по одному циклу для каждого ожидания.



 Инструкции процессоров AVR


Ниже приведен набор команд процессоров AVR, более детальное описание их можно найти в AVR Data Book.

 

Инструкции работы с битами


Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
LSL Логический сдвиг влево Rd(n+1)=Rd(n), Rd(0)=0, C=Rd(7) Z,C,N,V,H,S 1
LSR Логический сдвиг вправо Rd(n)=Rd(n+1), Rd(7)=0, C=Rd(0) Z,C,N,V,S 1
ROL Циклический сдвиг влево через C Rd(0)=C, Rd(n+1)=Rd(n), C=Rd(7) Z,C,N,V,H,S 1
ROR Циклический сдвиг вправо через C Rd(7)=C, Rd(n)=Rd(n+1), C=Rd(0) Z,C,N,V,S 1
ASR Арифметический сдвиг вправо Rd(n)=Rd(n+1), n=0,...,6 Z,C,N,V,S 1
SWAP Перестановка тетрад Rd(3..0) = Rd(7..4), Rd(7..4) = Rd(3..0) None 1
BSET  Установка флага SREG(s) = 1 SREG(s) 1
BCLR Очистка флага SREG(s) = 0 SREG(s) 1
SBI , Установить бит в порту I/O(P,b) = 1 None 2
CBI , Очистить бит в порту I/O(P,b) = 0 None 2
BST , Сохранить бит из регистра в T T = Rr(b) T 1
BLD , Загрузить бит из T в регистр Rd(b) = T None 1
SEC Нет Установить флаг переноса C =1 C 1
CLC Нет Очистить флаг переноса C = 0 C 1
SEN Нет Установить флаг отрицательного числа N = 1 N 1
CLN Нет Очистить флаг отрицательного числа N = 0 N 1
SEZ Нет Установить флаг нуля Z = 1 Z 1
CLZ Нет Очистить флаг нуля Z = 0 Z 1
SEI Нет Установить флаг прерываний I = 1 I 1
CLI Нет Очистить флаг прерываний I = 0 I 1
SES Нет Установить флаг числа со знаком S = 1 S 1
CLN Нет Очистить флаг числа со знаком S = 0 S 1
SEV Нет Установить флаг переполнения V = 1 V 1
CLV Нет Очистить флаг переполнения V = 0 V 1
SET Нет Установить флаг T T = 1 T 1
CLT Нет Очистить флаг T T = 0 T 1
SEH Нет Установить флаг внутреннего переноса H = 1 H 1
CLH Нет Очистить флаг внутреннего переноса H = 0 H 1
NOP Нет Нет операции Нет None 1
SLEEP Нет Спать (уменьшить энергопотребление) Смотрите описание инструкции None 1
WDR Нет Сброс сторожевого таймера Смотрите описание инструкции None 1

 

Ассемблер не различает регистр символов.

Операнды могут быть таких видов:

Rd: Результирующий (и исходный) регистр в регистровом файле

Rr: Исходный регистр в регистровом файле

b: Константа (3 бита), может быть константное выражение

s: Константа (3 бита), может быть константное выражение

P: Константа (5-6 бит), может быть константное выражение

K6; Константа (6 бит), может быть константное выражение

K8: Константа (8 бит), может быть константное выражение

k: Константа (размер зависит от инструкции), может быть константное выражение

q: Константа (6 бит), может быть константное выражение

Rdl:  R24, R26, R28, R30. Для инструкций ADIW и SBIW

X,Y,Z: Регистры косвенной адресации (X=R27:R26, Y=R29:R28, Z=R31:R30)



Инструкции ветвления


Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
RJMP Относительный переход PC = PC + k +1 None 2
IJMP Нет Косвенный переход на () PC = Z None 2
EIJMP Нет Расширенный косвенный переход на (Z) STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) = EIND None 2
JMP Переход PC = k None 3
RCALL Относительный вызов подпрограммы STACK = PC+1, PC = PC + k + 1 None 3/4*
ICALL Нет Косвенный вызов () STACK = PC+1, PC = Z  None 3/4*
EICALL Нет Расширенный косвенный вызов () STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) =EIND None 4*
CALL Вызов подпрограммы STACK = PC+2, PC = k None 4/5*
RET Нет Возврат из подпрограммы PC = STACK None 4/5*
RETI Нет Возврат из прерывания PC = STACK I 4/5*
CPSE , Сравнить, пропустить если равны  if (Rd ==Rr) PC = PC 2 or 3 None 1/2/3
CP , Сравнить Rd -Rr Z,C,N,V,H,S 1
CPC , Сравнить с переносом Rd - Rr - C Z,C,N,V,H,S 1
CPI , Сравнить с константой Rd - K Z,C,N,V,H,S 1
SBRC , Пропустить если бит в регистре очищен if(Rr(b)==0) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBRS , Пропустить если бит в регистре установлен if(Rr(b)==1) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBIC , Пропустить если бит в порту очищен if(I/O(P,b)==0) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBIS , Пропустить если бит в порту установлен if(I/O(P,b)==1) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
BRBC , Перейти если флаг в SREG очищен if(SREG(s)==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRBS , Перейти если флаг в SREG установлен if(SREG(s)==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BREQ Перейти если равно if(Z==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRNE Перейти если не равно if(Z==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRCS Перейти если перенос установлен if(C==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRCC Перейти если перенос очищен if(C==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRSH Перейти если равно или больше if(C==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRLO Перейти если меньше if(C==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRMI Перейти если минус if(N==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRPL Перейти если плюс if(N==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRGE Перейти если больше или равно (со знаком) if(S==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRLT Перейти если меньше (со знаком) if(S==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRHS Перейти если флаг внутреннего переноса установлен if(H==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRHC Перейти если флаг внутреннего переноса очищен if(H==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRTS Перейти если флаг T установлен if(T==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRTC Перейти если флаг T очищен if(T==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRVS Перейти если флаг переполнения установлен if(V==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRVC Перейти если флаг переполнения очищен if(V==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRIE Перейти если прерывания разрешены if(I==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRID Перейти если прерывания запрещены if(I==0) PC = PC + k + 1 None 1/2

* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций CALL, ICALL, EICALL, RCALL, RET и RETI, необходимо добавить три цикла плюс по два цикла для каждого ожидания в контроллерах с PC меньшим 16 бит (128KB памяти программ). Для устройств с памятью программ свыше 128KB , добавьте пять циклов плюс по три цикла на каждое ожидание.



Исходные коды


Компилятор работает с исходными файлами, содержащими инструкции, метки и директивы. Инструкции и директивы, как правило, имеют один или несколько операндов.

Строка кода не должна быть длиннее 120 символов.

Любая строка может начинаться с метки, которая является набором символов заканчивающимся двоеточием. Метки используются для указания места, в которое передаётся управление при переходах, а также для задания имён переменных.

Входная строка может иметь одну из четырёх форм:

[метка:] директива [операнды] [Комментарий]

[метка:] инструкция [операнды] [Комментарий]

Комментарий

Пустая строка

Комментарий имеет следующую форму:

; [Текст]

Позиции в квадратных скобках необязательны. Текст после точки с запятой (;) и до конца строки игнорируется компилятором. Метки, инструкции и директивы более детально описываются ниже.



Использование программы


Этот раздел описывает использование компилятора и встроенного редактора



LIST - Включить генерацию листинга


Директива LIST указывает компилятору на необходимость создания листинга. Листинг представляет из себя комбинацию ассемблерного кода, адресов и кодов операций. По умолчанию генерация листинга включена, однако данная директива используется совместно с директивой NOLIST для получения листингов отдельных частей исходных файлов.

Синтаксис:

.LIST

Пример:

.NOLIST                ; Отключить генерацию листинга

.INCLUDE "macro.inc"   ; Вложенные файлы не будут

.INCLUDE "const.def"   ; отображены в листинге

.LIST                  ; Включить генерацию листинга



LISTMAC - Включить разворачивание макросов в листинге


После директивы LISTMAC компилятор будет показывать в листинге содержимое макроса. По умолчанию в листинге показывается только вызов макроса и передаваемые параметры.

Синтаксис:

.LISTMAC

Пример:

.MACRO MACX         ; Определение макроса

       

add  r0,@0  ; Тело макроса

       

eor  r1,@1 

.ENDMACRO           ; Конец макроопределения

.LISTMAC            ; Включить разворачивание макросов

       

MACX r2,r1  ; Вызов макроса (в листинге будет показано тело

макроса)



Логическое И


Символ: &&

Описание: Возвращает 1 если оба выражения не равны нулю, и 0 в противном случае

Приоритет: 5

Пример: ldi r18, Low(c1&&c2)



Логическое ИЛИ


Символ:

Описание: Возвращает 1 если хотя бы одно выражение не равно нулю, и 0 в противном случае

Приоритет: 4

Пример: ldi r18, Low(c1c2)



Логическое отрицание


Символ: !

Описание: Возвращает 1 если выражение равно 0, и наоборот

Приоритет: 14

Пример: ldi r16, !0xf0  ; В r16 загрузить 0x00



MACRO - Начало макроса


С директивы MACRO начинается определение макроса. В качестве параметра директиве передаётся имя макроса. При встрече имени макроса позднее в тексте программы, компилятор заменяет это имя на тело макроса. Макрос может иметь до 10 параметров, к которым в его теле обращаются через @0-@9. При вызове параметры перечисляются через запятые. Определение макроса заканчивается директивой ENDMACRO.

По умолчанию в листинг включается только вызов макроса, для разворачивания макроса необходимо использовать директиву LISTMAC. Макрос в листинге показывается знаком +.

 

Синтаксис:

.MACRO макроимя

Пример:

.MACRO SUBI16                   ; Начало макроопределения

       

subi @1,low(@0)         ; Вычесть младший байт параметра 0 из параметра 1

       

sbci @2,high(@0)        ; Вычесть старший байт параметра 0 из параметра 2

.ENDMACRO                       ; Конец макроопределения

.CSEG                           ; Начало программного сегмента

       

SUBI16 0x1234,r16,r17   ; Вычесть 0x1234 из r17:r16



Меньше чем


Символ: <

Описание: Возвращает 1 если левое выражение меньше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 10

Пример: ori r18, bitmask*(c1<c2)+1



Меньше или равно


Символ: <=

Описание: Возвращает 1 если левое выражение меньше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 10

Пример: ori r18, bitmask*(c1<=c2)+1



Минус


Символ: -

Описание: Возвращает арифметическое отрицание выражения

Приоритет: 14

Пример: ldi r16,-2  ; Загрузить -2(0xfe) в r16



Не равно


Символ: !=

Описание: Возвращает 1 если левое выражение не равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 9

Пример: .SET flag = (c1!=c2)  ;Установить flag равным 1 или 0



NOLIST - Выключить генерацию листинга


Директива NOLIST указывает компилятору на необходимость прекращения генерации листинга. Листинг представляет из себя комбинацию ассемблерного кода, адресов и кодов операций. По умолчанию генерация листинга включена, однако может быть отключена данной директивой. Кроме того данная директива может быть использована совместно с директивой LIST для получения листингов отдельных частей исходных файлов

Синтаксис:

.NOLIST

Пример:

.NOLIST                ; Отключить генерацию листинга

.INCLUDE "macro.inc"   ; Вложенные файлы не будут

.INCLUDE "const.def"   ; отображены в листинге

.LIST                  ; Включить генерацию листинга



Общая информация


Компилятор транслирует исходные коды с языка ассемблера в объектный код. Полученный объектный код можно использовать в симуляторе ATMEL AVR Studio, либо в эмуляторе ATMEL AVR In-Circuit Emulator. Компилятор также генерирует код, который может быть непосредственно запрограммирован в микроконтроллеры AVR.

Компилятор генерирует код, который не требует линковки.

Компилятор работает под Microsoft Windows 3.11, Microsoft Windows95 и Microsoft Windows NT. Кроме этого есть консольная версия для MS-DOS.

Набор инструкций семейства микроконтроллеров AVR описан в данном документе кратко, для более полной информации по инструкциям обращайтесь к полному описанию инструкций и документации по конкретному микроконтроллеру.



Опции


Некоторые установки программы могут быть изменены через пункт меню Options. Если выбрать этот пункт то появится вот такое диалоговое окно:

В поле ввода озаглавленном "List-file extension" вводится расширение используемое для файла листинга, а в поле "Output-file extension" находится расширение для файлов с результатом компиляции программы. В прямоугольнике "Output file format" можно выбрать формат выходного файла (как правило используется интеловский). Однако это не влияет на объектный файл (используемый AVR Studio), который всегда имеет один и тот же формат, и расширение OBJ. Если в исходном файле присутствует сегмент EEPROM то будет также создан файл с расширением EEP. Установки заданные в данном окне запоминаются на постоянно, и при следующем запуске программы, их нет необходимости переустанавливать.

Опция "Wrap relative jumps" даёт возможность "заворачивать" адреса. Эта опция может быть использована только на чипах с объёмом программной памяти 4К слов (8К байт), при этом становится возможным делать относительные переходы (rjmp) и вызовы подпрограмм (rcall) по всей памяти.

Опция "Save before assemble" указывает программе на необходимость автоматического сохранения активного окна (и только его) перед компиляцией.

Если Вы хотите чтобы при закрытии программы, закрывались все открытые окна, то поставьте галочку в поле "Close all windows before exit".

Atmel, AVR являются зарегистрированными товарными знаками фирмы Atmel Corporation

Перевод выполнил Руслан Шимкевич,



Операнды


Могут быть использованы следующие операнды:

Метки определённые пользователем (дают значение своего положения).

Переменные определённые директивой SET

Константы определённые директивой EQU

Числа заданные в формате:

Десятичном (принят по умолчанию): 10, 255

Шестнадцатеричном (два варианта записи): 0x0a, $0a, 0xff, $ff

Двоичном: 0b00001010, 0b11111111

Восьмеричном (начинаются с нуля): 010, 077

PC - текущее значение программного счётчика (Programm Counter)



Операторы


Компилятор поддерживает ряд операторов которые перечислены в таблице (чем выше положение в таблице, тем выше приоритет оператора). Выражения могут заключаться в круглые скобки, такие выражения вычисляются перед выражениями за скобками.

Приоритет Символ Описание
14
14
14
13
13
12
12
11
11
10
10
10
10
9
9
8
7
6
5
4



ORG - Установить положение в сегменте


Директива ORG устанавливает счётчик положения равным заданной величине, которая передаётся как параметр. Для сегмента данных она устанавливает счётчик положения в SRAM (ОЗУ), для сегмента программ это программный счётчик, а для сегмента EEPROM это положение в EEPROM. Если директиве предшествует метка (в той же строке) то метка размещается по адресу указанному в параметре директивы. Перед началом компиляции программный счётчик и счётчик EEPROM равны нулю, а счётчик ОЗУ равен 32 (поскольку адреса 0-31 заняты регистрами). Обратите внимание что для ОЗУ и EEPROM используются побайтные счётчики а для программного сегмента - пословный.

Синтаксис:

.ORG выражение

Пример:

.DSEG                ; Начало сегмента данных

.ORG 0x37            ; Установить адрес SRAM равным 0x37

variable: .BYTE 1    ; Зарезервировать байт по адресу 0x37H

.CSEG

.ORG 0x10            ; Установить программный счётчик равным 0x10

         

mov r0,r1  ; Данная команда будет размещена по адресу 0x10



Открытие файлов


В WAVRASM могут быть открыты как новые так и существующие файлы. Количество открытых файлов ограничено размером памяти, однако объём одного файла не может превышать 28 килобайт (в связи с ограничением MS-Windows). Компиляция файлов большего размера возможна, но они не могут быть редактируемы встроенным редактором. Каждый файл открывается в отдельном окне.



Побитное И


Символ: &

Описание: Возвращает результат побитового И выражений

Приоритет:  8

Пример: ldi r18, High(c1&c2)



Побитное ИЛИ


Символ: |

Описание: Возвращает результат побитового ИЛИ выражений

Приоритет: 6

Пример: ldi r18, Low(c1|c2)



Побитное исключающее ИЛИ


Символ: ^

Описание: Возвращает результат побитового исключающего ИЛИ выражений

Приоритет: 7

Пример: ldi r18, Low(c1^c2)



Побитное отрицание


Символ: ~

Описание: Возвращает выражение в котором все биты проинвертированы

Приоритет: 14

Пример: ldi r16, ~0xf0  ; В r16 загрузить 0x0f



Компилятор не требует чтобы метки,


label:     .EQU var1=100 ; Устанавливает var1 равным 100 (Это директива)

           .EQU var2=200 ; Устанавливает var2 равным 200
test:      rjmp test     ; Бесконечный цикл (Это инструкция)
                         ; Строка с одним только комментарием
                         ; Ещё одна строка с комментарием
Компилятор не требует чтобы метки, директивы, комментарии или инструкции находились в определённой колонке строки.

Равно


Символ: ==

Описание: Возвращает 1 если левое выражение равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 9

Пример: andi r19, bitmask*(c1==c2)+1



Сдвиг влево


Символ: <<

Описание: Возвращает левое выражение сдвинутое влево на число бит указанное справа

Приоритет: 11

Пример: ldi r17, 1<<bitmask  ; В r17 загрузить 1 сдвинутую влево bitmask раз



Сдвиг вправо


Символ: >>

Описание: Возвращает левое выражение сдвинутое вправо на число бит указанное справа

Приоритет: 11

Пример: ldi r17, c1>>c2  ; В r17 загрузить c1 сдвинутое вправо c2 раз



SET - Установить переменный символический эквивалент выражения


Директива SET присваивает имени некоторое значение. Это имя позднее может быть использовано в выражениях. Причем в отличии от директивы EQU

значение имени может быть изменено другой директивой SET.

Синтаксис:

.SET имя = выражение

Пример:

.SET io_offset = 0x23

.SET porta     = io_offset + 2

.CSEG                 ; Начало кодового сегмента

       

clr r2        ; Очистить регистр 2

       

out porta,r2  ; Записать в порт A



Сообщения об ошибках


После компиляции программы появляется окно сообщений. Все обнаруженные компилятором ошибки будут перечислены в этом окне. При выборе строки с сообщением о ошибке, строка исходного файла, в которой найдена ошибка, становится красной. Если же ошибка находится во вложенном файле, то этого подсвечивания не произойдёт.

Если по строке в окне сообщений клацнуть дважды, то окно файла с указанной ошибкой становится активным, и курсор помещается в начале строки содержащей ошибку. Если же файл с ошибкой не открыт (например это вложенный файл) то он будет автоматически открыт.

Учтите, что если Вы внесли изменения в исходные тексты (добавили или удалили строки), то информация о номерах строк в окне сообщений не является корректной.



Справка по Ассемблеру для AVR®


Добро пожаловать в ATMEL® AVR®

Assembler.

Пожалуйста выберите интересующий Вас пункт:

Ассемблер поставляется также в консольной версии, её использование описано в этом файле.



Суммирование


Символ: +

Описание: Возвращает сумму двух выражений

Приоритет: 12

Пример: ldi r30, c1+c2



Умножение


Символ: *

Описание: Возвращает результат умножения двух выражений

Приоритет: 13

Пример: ldi r30, label*2



Вычитание


Символ: -

Описание: Возвращает результат вычитания правого выражения из левого

Приоритет: 12

Пример: ldi r17, c1-c2



Выражения


Компилятор позволяет использовать в программе выражения которые могут состоять , и функций. Все выражения являются 32-битными.