Векторная графика в пакете FreeHand 9.0



Рисование контуров с криволинейными фрагментами


Рисование пером криволинейных фрагментов, положение и форма которых соответствуют поставленной задаче, часто вызывает определенные затруднения у начинающих пользователей FreeHand. Проблема состоит в том, что форма кривой Безье определяется и сама она становится видимой только после установки второго узла и касательной в нем. При этом форма кривой зависит и от параметров первого узла.
Значит, при установке первого узла и касательной следует представлять себе поведение будущей кривой. Для этого надо обладать некоторой интуицией, которая вырабатывается только практикой. Кроме того, использование клавиши <Alt>, которая при рисовании пером имеет очень большую функциональную нагрузку, может вызывать трудности.
Рассмотрим применение инструмента Реп на простом примере. Пусть требуется нарисовать пером контур цифры три (рис. 2-20).

  •  Выберите инструмент Реn;
  •  Щелкните пером в той точке монтажного стола, где должна находиться вершина 1, и поставьте опорную точку;
  • Вершина 2 расположена на одной горизонтали с первой, а вершина 3 — под углом в 45 градусов., Удерживая клавишу <Shift>, щелчком отметьте точки с вершинами 2 и 3. После установки вершины 3 не отпускайте кнопку мыши;
  •  В третьей вершине сходятся прямой и криволинейный отрезки, поэтому эта вершина должна иметь одну исходящую касательную. Чтобы задать исходящую касательную, надо нажать <Alt>, потянуть мышь, придать касательной нужный наклон и длину и только после этого отпустить левую кнопку;
  •  Опорная точка 4 должна быть гладким узлом. Щелкните в том месте, где должен находиться четвертый узел и, не отпуская левой кнопки, потяните мышь. Из узла выдвинется двухсторонняя касательная. От геометрии кривой в окрестности четвертого узла в значительной степени зависит вид фигуры. Можно получить правильного форму этой части контура, не отпуская левой кнопки мыши. Для этого следует настроить параметры касательной и добиться нужного положения узла. Это можно сделать, чередуя движения мыши при нажатой или отжатой клавише <Ctrl>. Отпустите левую кнопку после получения нужного результата;
  •  Пятый узел имеет одну входящую касательную. Начинаем рисовать пятый узел точно так же, как четвертый. Касательная в пятом узле должна быть горизонтальной, поэтому после появления касательной надо нажать клавишу <Shift>. После задания пятого узла как гладкого узла с горизонтальной касательной исходящую касательную надо удалить. Для этого, удерживая <Alt>, надо щелкнуть пером в пятом узле.


Техника работы с пером является достаточно сложной и может вызвать затруднения у новичка. Положение дизайнера, который для воспроизведения сложного объекта имеет только перо и три клавиши-модификатора, напоминает ситуацию, в которой находится мастер игры на балалайке. Без виртуозного владения инструментом и постоянных тренировок не удастся сыграть сложную партию на трех струнах или нарисовать пером затейливую виньетку.
К счастью, во многих случаях нет необходимости точно вычерчивать пером сложный контур. Программа предлагает несколько различных подходов и приемов для получения гладких контуров сложной формы. Например, можно набросать эскиз контура и отредактировать его форму с помощью указателя или инструмента Freeform. Хорошей альтернативой перу служит инструмент Bezigon.



2-20. Представление цифры в виде кривой Безье