Векторная графика в пакете FreeHand 9.0



Инструмент Bezigon


Инструмент Bezigon (Безигон) предназначен для рисования сложных контуров по точкам. Название инструмента является, видимо, английским неологизмом, образованным от слов Bezier (Безье) и Polygon (Многоугольник). Самым точным переводом термина по смыслу и по тексту будет «Многоугольник Безье», но с с таким названием трудно работать, поэтому будем использовать транслитерацию английского термина.
Работа инструмента основана на технологии автоматического определения кривизны (automatic curvature) фрагмента контура. Это значит, что для определения сложного контура необходимо задать положение и тип всех его опорных точек. Радиус кривизны фрагментов и параметры касательных текущей опорной точки программа определяет автоматически, на основе информации о положении предыдущей и последующей опорных точек. Инструмент выбирается щелчком по кнопке или нажатием клавиши <8>. По своим изобразительным возможностям и области применения инструмент Bezigon примерно соответствует инструменту Реn, но имеет другую технику работы с узлами и касательными. Основное отличие состоит в том, что по щелчку инструмента и перемещению мыши передвигается установленная опорная точка. Этот прием при работе с пером служит для определения положения касательных.
Рассмотрим технику работы с инструментом.
Простой щелчок мышью устанавливает в данной точке монтажного стола вершину (угловой узел). Щелчок мышью при нажатой клавише <Alt> устанавливает гладкий узел. Щелчок правой кнопкой мыши при нажатой клавише <Alt> служит для размещения соединительного узла.
Положение последнего установленного узла можно изменить. Для этого надо нажать <Ctrl> и временно перейти к инструменту Pointer (Указатель). Далее указателем надо отредактировать положение узла и его касательных. После освобождения <Ctrl> произойдет возврат к инструменту Bezigon, которым можно продолжить рисование контура.
Нажатие клавиши <Del> приводит к удалению последнего узла контура, повторное нажатие удаляет предпоследний узел и т. д. Многократное нажатие этой клавиши позволяет удалить по точкам весь контур.
Клавиша <Shift>, как и всегда, ограничивает возможные направления расположения узлов углами, кратными 45 градусам.
Рассмотрим работу с инструментом Bezigon на примере рисования контура цифры три (рис. 2-20).

  •  Выберите инструмент;
  •  Нажмите <Shift> и щелкните мышью в точках расположения вершин 1, 2 и 3. Программа создаст отрезки прямых 1—2 и 2—3 под углами 0 и 45 градусов;
  •  Опорная точка 4 — это гладкий узел, поэтому надо нажать <Alt> и щелкнуть в позиции четвертой вершины;
  •  Последний щелчок выполняется в позиции точки 5. Касательную в пятом узле надо поправить. Выберите указатель и откорректируйте касательную пятого узла.


Рисование контуров инструментом Bezigon напоминает стиль работы с кривыми , и узлами, принятый в программе Corel Draw. Техника использования инструмента Реп ближе пользователям программы Illustrator. Изобразительные возможности инструментов примерно одинаковы — любой контур, нарисованный одним инструментом, можно нарисовать при помощи другого. Работа с Пером имеет более сложную технику, но позволяет сразу добиться требуемого поведения контура. Рисовать инструментом Bezigon легче, но сложные контуры, полученные с его помощью, приходится корректировать указателем или инструментом Freeform.
Инструмент может добавлять узлы к простым контурам независимо от способа их получения. Для этого надо отметить контур, установить инструмент в то место, где должен находиться новый узел, и щелкнуть в этой точке контура. Признаком готовности инструмента служит маркер в виде небольшого треугольника, который должен появиться с правой стороны курсора.