Любое достаточно сложное изображение строится по законам иерархии. При помощи основных примитивов (линий, прямоугольников, овалов) рисуются фигуры, которые могут служить "кирпичиками" для создания более сложных объектов, и так далее. Поэтому профессиональный векторный редактор (каким и является FreeHand) должен уметь «объявлять» любую часть рисунка неделимым объектом и обращаться с ним как с геометрическим примитивом. Во FreeHand такие функции выполняют операции группирования и объединения. Ранее группирование упоминалось неоднократно, а теперь рассмотрим теперь эту операцию более подробно.
Операция группирования (Group) фиксирует взаимное расположение двух или более отмеченных объектов. С группой можно обращаться как с единым объектом. Ее можно передвигать, поворачивать, отражать, масштабировать, наклонять, и все составляющие группы будут претерпевать при этом согласованные изменения. При маркировании любого элемента общую отметку получает вся группа. Объекты в составе группы сохраняют свои индивидуальные параметры: размеры, заливку, обводку и др. Группы можно вкладывать в другие группы. Максимальное количество уровней вложенности равняется 20.
Чтобы сгруппировать несколько объектов, их необходимо отметить и выполнить команду
Modify|Group. Поскольку эта операция используется очень часто, она имеет клавиатурный эквивалент <Ctrl>+<G>. Кроме того, создать группу можно
щелчком по кнопке
Процесс создания сложных групп с большим количеством элементов можно контролировать при помощи информационной панели. Она включается и выключается по команде
Window|Toolbar|Info. В левом поле информационной палитры приводятся сведения о количестве отмеченных объектов (рис. 2-26 слева). Если отмечена или создана группа, то в этом поле выводится слово "Group" (Группа), как показано на рис. 2-26 справа. На этом рисунке показаны три объекта до и после группирования. До операции (левая часть рисунка 2-26) каждая фигура имеет свою отметку. После операции (правая часть рисунка) маркировка становится общей, и на время существования группы фиксируется относительное положение объектов.
2-26. Группирование
Совет
Очень часто приходится модифицировать нарисованную фигуру так, чтобы сохранить ее пропорции. Конечно, этого можно добиться с помощью палитры Transform или инструмента Scale при нажатой клавише <Shift>, но есть способ проще.
Рассмотрим, какие возможности по настройке группы предлагает палитра Object Inspector (рис. 2-27). Палитра имеет одно поле
Dimensions (Размеры) и переключатель Transform as unit (Изменять как целое). Поле
Dimensions содержит геометрические параметры прямоугольника, описанного вокруг группы. В нем
х и у задают координаты левого нижнего угла, a w и h — ширину и высоту прямоугольника.
2-27. Палитра Object Inspector для работы с группами
Если отмечен переключатель Transform as unit, то геометрические параметры заливки и обводки будут меняться согласованно с изменением размеров группы (рис. 2-28).
2-28. Изменение размеров группы
Операция группирования является обратимой. Разделить отмеченную группу на исходные составные части можно разными способами. Например, используя команду
Modify|Ungroup, клавиатурную комбинацию <Ctrl>+<U>
или щелчок по кнопке
Разгруппирование эллипсов и прямоугольников превращает их в обычные кривые и делает доступными для редактирования опорные узлы этих фигур (рис 2-29).
2-29. Разгруппирование эллипса
Результаты разделения группы, которая объединяла элементы разных слоев, зависят от состояния переключателя Remember layer info (Сохранять информацию о слоях). Чтобы при разгруппировании составные части вернулись на свои слои, надо отметить этот переключатель. В противном случае элементы разделенной группы останутся на том слое, которому принадлежала сама группа. Переключатель находится в диалоговом окне Preferences (<Ctrl>+<Shift>+<D>) под закладкой General.