Векторная графика в пакете FreeHand 9.0



Свободный стиль


Разработчики программы наделили инструмент Pointer (Указатель) большими возможностями. Кроме всего прочего, его можно использовать для деформации фрагментов кривой. Деформация контуров указателем называется в программе трудно переводимым на русский язык словосочетанием Bend-O-Matic. Технику деформации иллюстрирует рисунок 3-31. Чтобы выполнить деформацию, вам необходимо:

  •  Выбрать указатель;
  • Отметить контур;
  •  Удерживая клавишу <Alt>, зацепить указателем контур и сдвинуть его. Из граничных узлов контура выдвинутся касательные, положение которых автоматически согласовывается с достигнутой кривизной.



3-31. Деформация фрагментов контура указателем

Под рисованием в свободном стиле понимается следующее. Сначала создается заготовка для будущей кривой. Проще всего щелчками пера расставить вершины ломаной, которая приблизительно воспроизводит поведение кривой. Заготовкой может быть и любая фигура, созданная основными изобразительными инструментами и приближающаяся по своей форме к результату. Вся остальная работа выполняется указателем (рис. 3-32). С его помощью перемещаются узлы, создаются касательные, меняются длина и угол наклона касательных и деформируются отдельные фрагменты.



3-32. Создание кривой в свободном стиле

Часто можно получить сложные геометрические формы, изменяя в заготовке только количество опорных узлов и их статус. Пусть, например, требуется получить фигуру в форме полукруга (рис. 3-33).

  •  Нарисуйте окружность (удерживая <Shift>);
  •  Разгруппируйте окружность (<Ctrl>+<G>);
  •  Отметьте нижний узел и удалите его;
  •  Отметьте правый узел и удалите входящую касательную. Для этого надо вызвать палитру Object Inspector(<Ctrl>+<I>) и щелкнуть по кнопке ;
  •  Отметьте левый узел и щелчком по кнопке удалите исходящую касательную.



3-33. Рисование полукруга

Меняя статус опорных узлов, можно легко превратить любую гладкую кривую в ломаную и выполнить обратную операцию — построить на основе ломаной гладкую кривую.
Операция, в результате которой строится линейное приближение гладкой кривой, называется линеаризацией, или линейным приближением. Линеаризованый контур, не сильно отличаясь формой от криволинейного оригинала, во многих операциях, которые меняют локальную геометрию, ведет себя более «сдержанно» и предсказуемо. Рассмотрим процедуру, которая строит линейное приближение почти автоматически, без использования инструментов рисования. В данном случае следует:

  •  Вывести на экран палитру Object Inspector (<Ctrl>+<I>);
  •  Выбрать указатель и растянуть над кривой маркировочную рамку (рис. 3-34). В результате будут отмечены все опорные узлы кривой;
  •  Щелкнуть на кнопке Инспектора, которая превращает отмеченные узлы в вершины. Эта кнопка расположена под заголовком Point type, в середине;
  •  Установить в Инспекторе переключатель Automatic;



3-34. Линеаризация кривой

Точность приближения зависит от количества опорных узлов — чем больше их у кривой, тем более точное линейное приближение позволяет построить рассмотренная методика.
Изменение типа опорных узлов — это мощный изобразительный прием, возможности которого не стоит недооценивать. Он позволяет получить необычные и выразительные формы из простых объектов с регулярной геометрией. На рисунке 3-35 приведены несколько таких примеров. Основой для фигур на рисунке послужили многоугольники и звезды с различным количеством вершин и лучей. Нарисовать даже самую простую из этих фигур непосредственно при помощи инструментов рисования — очень непростая задача..



3-35. Возможности операций с узлами и касательными

Назад Начало Вперед