Векторная графика в пакете FreeHand 9.0



Траекторная растяжка

Траекторная растяжка - это растяжка, в которой положение промежуточных объектов меняется по некоторой заданной траектории или трассе. В качестве траектории можно использовать любой простой контур, замкнутый или открытый. Возможность управлять траекторией перехода между граничными объектами значительно увеличивает выразительные возможности этого средства.
Чтобы создать траекторную растяжку, надо отметить растяжку и трассу и выполнить команду Modify|Combine|Join Blend to Path (<Ctrl>+<Alt>+<Shift>+<B>). Ha рисунке 5-17 показано, как при помощи траекторией растяжки создать изображение, напоминающее фрагмент гофрированного шланга.



5-17. Траекторная растяжка

Траекторные, как и обычные, объектные растяжки представляют собой многоуровневые группы. Составными частями группы являются: граничные объекты, траектория и подгруппа промежуточных объектов. При помощи указателя и клавиши <Alt> можно интерактивно редактировать граничные объекты и траекторию растяжки. Программа отрабатывает внесенные изменения и строит растяжку с новыми характеристиками. Все рассмотренные ранее поля палитры Object Inspector действуют и для траекторных растяжек. Кроме того, палитра имеет два дополнительных переключателя, показанных на рис. 5-18.



5-18. Дополнительные настройки траекторных растяжек в палитре Object Inspector



5-19. Траекторная растяжка без поворота элементов

Переключатель Show path (Показать траекторию) отвечает за визуализацию траектории. При отмеченном переключателе Rotate on path (Поворот) все элементы растяжки располагаются перпендикулярно своему отрезку траектории. Искривления трассы вызывают поворот элементов растяжки. При снятом флажке элементы располагаются в параллельных плоскостях и могут сдвигаться относительно друг друга. На рис. 5-19 показан вид растяжки для набора параметров, изображенных на рис. 5-18.
FreeHand позволяет создавать мультирастяжки, т. е. такие растяжки, форма которых определяется несколькими опорными объектами. Процедуры создания мультирастяжек и обычных объектных растяжек не имеют существенных различий. Надо отметить все опорные объекты и выполнить команду В1епф Мультирастяжки имеют такие же запреты на сочетания, как и обычные растяжки. Опорные объекты не должны принадлежать к разным типам фигур и иметь большие отличия в параметрах заливки и обводки.
Растяжки, построенные на нескольких опорных фигурах, имеют большие выразительные возможности, чем траекторные растяжки. Самое большое их преимущество — это более глубокий контроль поведения объектной растяжки. Во все позиции растяжки, которые требуют корректировки, следует поставить дополнительную опорную фигуру. Меняя параметры фигуры, можно добиться тонкой регулировки поведения растяжки в данной окрестности.
На основе мулътирастяжек можно рисовать пространственные объекты и моделировать градиенты с несколькими цветовыми переходами. Есть классы изображений, для создания которых это средство является единственно возможным. Например, нарисовать винтовую поверхность без применения мультирастяжки можно только ценой больших усилий.
Рисунок 5-20 иллюстрирует разницу между мультирастяжкой и обычной траекторией растяжкой. Первая построена на основе лучей, исходящих из вершин шестиугольника. Из всех возможных траекторных растяжек, построенных на паре лучей и шестиугольнике в качестве траектории, на рисунке показана наиболее осмысленная. Все остальные варианты больше напоминают нагромождение линий, чем рисунок с регулярной структурой.



5-20. Растяжка с несколькими опорными объектами и траекторная растяжка