Векторная графика в пакете FreeHand 9.0

         

Цветовая модель RGB


В цветовой модели RGB цвета получаются в результате смешения трех цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Свое название модель получила по первым буквам английских наименований основных цветов. Модель RGB можно представить в виде куба (рис. 7-1). Каждая точка внутри куба соответствует некоторому цвету и описывается тремя цветовыми координатами — значениями красного, зеленого и синего цветов. Сложение основных цветов в -конечной точке куба дает белый цвет, начальная точка куба соответствует нулевым значениям основных цветов и представляет черный цвет. Если цветовые координаты смешивать в равных пропорциях, то получится серый цвет различной насыщенности. Точки, отвечающие серому цвету, лежат на диагонали куба. Смешение красного и зеленого дает желтый, красный и синий образуют пурпурный, а зеленый и синий - голубой.



7-1. Представление модели RGB в виде куба

Цветовые координаты: красный, зеленый и синий иногда называют первичными, или аддитивными цветами. Цвета голубой, пурпурный, желтый, которые получаются в результате попарного смешения первичных цветов, называются вторичными, или комплементарными. Модель RGB иногда называют аддитивной цветовой моделью, а ее свойства иллюстрируют при помощи цветовых кругов (рис. 7-2).
По принципу сложения цветов работают многие технические устройства: мониторы, телевизоры и др. Если посмотреть через увеличительное стекло на экран монитора, то можно увидеть регулярную сетку, в узлах которой располагаются красные, зеленые и синие точки, образующие пиксел. Сложение излучений трех основных цветов воспринимается человеческим глазом как цвет данной точки экрана (пиксела).



7-2. Представление модели RGB в виде системы цветовых кругов


В вычислительной технике интенсивность первичных цветов принято измерять целыми числами в диапазоне от 0 до 255. Ноль означает отсутствие данной цветовой составляющей, число 255 - ее максимальную интенсивность. Поскольку первичные цвета могут смешиваться без ограничений, то легко подсчитать общее количество цветов, которое порождает аддитивная модель. Оно равно 256*256*256=16 777 216. Это число кажется огромным, но в действительности модель позволяет воссоздать лишь небольшую часть цветового спектра.
Любой естественный цвет можно разложить на красную, зеленую и синюю составляющие и измерить их интенсивность. А вот обратное действие, то есть синтез, реализуется далеко не всегда. Экспериментально и теоретически доказано, что диапазон цветов модели RGB уже, чем видимый спектр. Чтобы получить часть спектра, лежащую между синим и зеленым цветами, требуются излучатели с отрицательной интенсивностью красного цвета, которых, конечно же, в природе не существует.
Диапазон воспроизводимых цветов модели или устройства называется цветовым охватом. Одним из серьезных недостатков аддитивной модели является ее узкий цветовой охват.
Еще одним недостатком модели следует считать аппаратную зависимость. Теоретически все выглядит очень привлекательно. Пусть цвет задан значениями интенсивностей базовых цветов, например, R=204, G=230, B=171 (светло-салатовый). Кажется, что этот набор цветовых координат однозначно определяет светло-салатовый цвет на любом устройстве, которое работает по принципу сложения базовых цветов. В действительности все обстоит намного сложнее. Цвет, воспроизводимый устройством, зависит от множества внешних факторов, часто не поддающихся учету. Экраны дисплеев покрываются люминофорами, которые отличаются по химическому и спектральному составу. Мониторы одной марки могут иметь разную степень износа и условия освещения. Даже один и тот же монитор по разному синтезирует цвета в прогретом состоянии и сразу после включения.
За счет калибровки устройств и использования систем управления цветом можно попытаться сблизить цветовые характеристики различных устройств.


Содержание раздела