Векторная графика в пакете FreeHand 9.0



Печать гладких растяжек и градиентов


При выводе документов на постскриптовские печатающие устройства необходимо держать под контролем количество цветовых градаций у объектных растяжек и в градиентных заливках. Часто цветовые переходы, которые на экране выглядели плавными и непрерывными, после печати приобретают хорошо заметные цветовые полосы (banding). Проблема состоит в том, что печатающие устройства, основанные на языке PostScript Level 1, не могут передавать более 256 оттенков цвета. В версии языка Level 2 это ограничение снято, но за счет ряда трюков и ухищрений.
От каких параметров зависит качество печати цветовых переходов? Конечно, в первую очередь от разрешения печатающего устройства. Устройство с большим разрешением может воспроизвести большее количество оттенков. Не менее важным параметром является и линиатура растра. Тут связь обратно пропорциональная. Чем меньше линиатура, тем большее количество тонов доступно для данного печатающего устройства. Если во многих случаях дизайнер не может изменить разрешение и линиатуру, то длина цветового перехода и разница между граничными цветами доступны для модификации и их можно использовать для получения «технологичных» цветовых переходов.
Чем больше разница между опорными цветами перехода, тем большую гладкость приобретает градиент. Это объясняется тем, что с ростом количества оттенков уменьшаются их геометрические размеры. Длина градиента определяется расстоянием между граничными цветами. Чем меньше этот параметр, тем большую плавность приобретает переход.

Совет
Полосатость градиентов и растяжек может быть вызвана ограничением, наложенным на количество воспроизводимых устройством печати оттенков. Чтобы снять это ограничение, следует по команде File|Output Options вызвать одноименное диалоговое окно и в поле Maximum color steps (Максимальное количество шагов) задать значение, равное 256, и подтвердить выбор нажатием на клавишу ОК.


Приведем несколько простых зависимостей, которые помогают рассчитать параметры градиентов и растяжек и предсказать появление полос в печатном оттиске. Необходимо проделать следуещее:

  •  Рассчитать максимальное количество оттенков, которые можно получить на печатающем устройстве. Это число подсчитывается по формуле:


Если открыт PPD-файл (см. раздел PPD), то сведения о разрешении и линиатуре можно прочитать в информационном поле диалогового окна Print. Кроме того, они выводятся в окне Print Setup в поле Halftone screen;

  •  Найти действительное число тонов в цветовом переходе. Действительное число тонов = Максимальное число тонов * Процент изменения цвета


Например, если первый опорный цвет представляет собой 80 % черный , а второй - 20% черный, то изменение цвета равно 60 %. Если опорные тона являются составными, то надо подсчитать действительное число тонов в цветовом переходе для каждой цветовой координаты;

  •  Найти длину цветового перехода. Эта задача имеет несколько простых решений для горизонтальных и вертикальных градиентов. Узнать габариты таких объектов можно, например, из палитр Object Inspector или Info. Для подсчета длины растяжек со сложной траекторией можно воспользоваться приемом, который математики называют линеаризацией. Кривая разбивается на несколько прямолинейных участков, сумма длин которых примерно равна длине траектории. Найти длины отрезков можно при помощи палитры Info. Для этого надо выбрать инструмент Line и растянуть отрезок, апроксимирующий некоторую часть кривой. Переменная dist палитры Info дает текущую длину отрезка;

  •  Найти ширину одного оттенка цветового перехода

  •  Перевести значение длины оттенка в пункты. Напомним, что один дюйм равен 72 пунктам, или 25,4 миллиметра. Если расчетная ширина одного оттенка меньше 1 пункта, то полосы в отпечатанном градиенте не будут заметны даже самому придирчивому наблюдателю. Оттенок с шириной в диапазоне от 1 до 2 пунктов обеспечит приемлемое качество градиентов для большинства обычных применений. При ширине большей чем 2 пункта существует опасность получить печатный оттиск с заметными границами между оттенками цветового перехода. Следует отметить, у светлых тонов полосы менее заметны, чем у темных, поэтому в приведенный расчет следует внести поправку на плотность тона.